ГоловнаЕкономікаБізнес

Зростання цін на продовольство і економічний підйом

Резкое увеличение цен на зерно грозит причинить глобальной экономике новые беспокойства, хотя она и без того в беде, пишет Майкл Шуман в американском журнале Time.

Ну вот, опять. Уже два раза, начиная с 2007 года, мировая экономика переживала быстрые и мощные скачки цен на продовольствие, и это были очень болезненные моменты, особенно - для бедного населения. Сегодня, когда засуха на Среднем Западе США выжигает один из важнейших районов США по производству продуктов питания, нам надо готовиться к ошеломляющему дежавю. Цены на кукурузу и соевые бобы недавно достигли рекордных высот. Поднялись цены на пшеницу. Президент Всемирного банка Джим Ким (Jim Kim) уже предупреждает, что рост продовольственных цен может заставить людей питаться более дешевыми и менее здоровыми продуктами, либо забирать своих детей из школ. Эти шаги "могут иметь катастрофические и очень длительные последствия для социального, физического и умственного благополучия миллионов молодых людей".

Рост продовольственных цен может заставить людей питаться более дешевыми и менее здоровыми продуктами.

Для мировой экономики это - плохая новость. Мы уже сталкиваемся со всевозможными преградами в наших пока бесплодных попытках выбраться из Великой Рецессии. Безработица в США и в Европе по-прежнему высока. Долговой кризис еврозоны продолжает усугубляться. Формирующиеся рынки нашего мира замедляют свое развитие. Рост продовольственных цен еще больше усилит подавленное настроение, поскольку он может остановить развитие в двух важных направлениях. Во-первых, это последствия для потребления. Когда семьи вынуждены тратить больше денег из своих доходов на молоко, хлеб и прочие основные продукты питания, они уже не могут расходовать средства на одежду, игрушки и прочие товары. А это снижает общий объем потребительских расходов населения. Это может стать крупной проблемой для развитых передовых экономик, где безработица уже и без того является тяжким бременем для финансов среднестатистической семьи. Во-вторых, возникают стратегические последствия. Рост цен на продукты питания часто подстегивает инфляцию, которая может заставить центробанки повышать процентные ставки, дабы сдержать дальнейшее повышение цен. А это в итоге замедляет рост. Это может стать серьезной проблемой для развивающегося мира. Поскольку в экономике Китая, Индии, Бразилии и прочих стран наступает охлаждение, центробанкам будут предлагать снизить ставки для стимулирования роста. Однако рост инфляции может загнать эти усилия в тупик, заставив руководителей центробанков поддерживать ставки на высоте, дабы контролировать инфляцию, даже если рост будет и дальше проседать. Поскольку формирующиеся рынки играют сейчас более важную роль в общемировом росте, продолжающийся спад в Китае, Индии и прочих крупных развивающихся странах может ослабить виды на будущее во всем мире.

Насколько вероятна такая перспектива? Пока экономисты придерживаются мнения о том, что рост продовольственных цен не помешает центробанку Китая и других стран отпустить инфляцию, чтобы подстегнуть рост. Вот что пишет по этому поводу в своем июльском докладе о Китае Capital Economics:

"В случае сохранения начавшегося в последнее время общемирового роста цен на сельскохозяйственную продукцию, усилятся риски для китайской экономики, но это вряд ли будет решающим фактором. Общая инфляционная нагрузка слаба, а власти не откажутся от своей политики. Народный банк (это центробанк Китая) в прошлом поднимал учетные ставки и нормы обязательных резервов, когда рост продовольственных цен усиливался. Но это происходило тогда, когда китайская и мировая экономика были сильны. Сегодня ситуация - явно иная. Если китайские власти хотят урегулировать проблему роста цен на продукты питания, они сегодня, скорее всего, применят субсидии и откроют запасы, но ужесточать кредитно-денежную политику не станут".

Некоторые экономисты говорят то же самое и о мировой экономике. Пока они не очень беспокоятся по поводу воздействия недавнего увеличения продовольственных цен на мировой рост. Экономисты из Bank of America Merrill Lynch в своем последнем докладе заявили, что замедление роста и прочие факторы могут ограничить воздействие увеличения продовольственных цен на рост инфляции, а это, в свою очередь, ограничит последствия для общемирового экономического развития.

"Несмотря на значительный скачок цен по фьючерсам на сельскохозяйственные культуры, мы наблюдаем множество факторов, которые помогают сдерживать и/или устранять последствия для инфляции … Что касается стратегии, то наши команды по формирующимся рынкам ожидают, что центробанки и впредь будут сосредоточены на росте… Но даже если рост продовольственных цен ограничит прибыли центробанков, последствия для глобального роста будут ограниченными".

Но экономисты всегда предпочитают оставлять для себя пути отхода, дабы менять прогнозы в дальнейшем, и сегодня они поступают так снова. Последствия роста продовольственных цен для глобального развития будут зависеть от того, насколько сильно эти цены вырастут. А это зависит от таких факторов, предугадать которые невозможно – погода, например. Если на Среднем Западе США выпадет чуть больше дождя, то часть урожая кукурузы удастся спасти, и цены поползут вниз. Это - один пример. А продолжение засухи в США в сочетании с проблемами в других странах (например, слабые муссоны в Индии) может нанести более мощный удар по мировой экономике. Лично я более негативно смотрю на последствия роста продовольственных цен, чем команда Merrill Lynch. Мне кажется, настроения потребителей, особенно - в передовых экономиках, сегодня настолько неустойчивы, что даже незначительное увеличение цен в супермаркетах, может убедить многие семьи в необходимости урезать свои расходы.

Но в целом, эта третья за пять лет ценовая паника на рынке продовольствия в очередной раз показывает, что нам обязательно надо инвестировать средства в мировое сельское хозяйство. Те проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня, это - продукт долгосрочных тенденций, - таких, как рост богатства в развивающемся мире, нехватка инвестиций в сельскую инфраструктуру, снижение урожаев. Все это меняет соотношение спроса-предложения на мировых продовольственных рынках, делая их более чувствительными к слабым урожаям, к стихийным бедствиям и к прочим неожиданным потрясениям. Так что готовьтесь: это знакомое и отвратительное чувство дежавю будет возникать у вас снова и снова.

Перевод ИноСМИ

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram