ГоловнаЕкономікаБізнес

Книга: Экономика без лидеров

Рецензия на книгу Бенна Стейла "Сражение при Бреттон-Вудсе: Джон Мэйнард Кейнс, Гарри Декстер Уайт и создание нового мирового порядка" и книгу Питера Темина и Дэвида Вайнса "Экономика без лидеров: почему распалась мировая экономическая система и как ее восстановить". Опубликовано в британской The Financial Times, перевод ИноСМИ.

Когда стало ясно, что победа над Германией и Японией не за горами, Франклин Рузвельт, Уинстон Черчилль и их советники собрались в сентябре 1944 года в Квебеке, чтобы среди прочего обсудить вопрос о продлении многомиллиардной программы американской помощи, которая в годы войны стала для Британии настоящим спасательным кругом. Черчилль, измученный жизнерадостной уклончивостью Рузвельта, потерял терпение.

«Чего вы от меня хотите: чтобы я встал на задние лапки и начал попрошайничать, как Фала?» - прорычал он, вспомнив любимого шотландского терьера президента.

Сценарий этого шоу с начала до самого конца был написан Соединенными Штатами

В своей книге «Сражение при Бреттон-Вудсе» Бенн Стейл рассказывает о том, как две мировые войны за 31 год обескровили Британию, оставив ей минимальное влияние на новый международный экономический и монетарный порядок, установленный американскими политическими руководителями в середине 1940-х годов. Конференция, на которой были созданы Международный валютный фонд, Всемирный банк и то, что сегодня называют Всемирной торговой организацией, проходила в Нью-Гэмпшире в отеле горного курортного местечка Бреттон-Вудс. Там присутствовали представители сорока четырех стран, однако сценарий этого шоу с начала до самого конца был написан Соединенными Штатами, которые в то время владели двумя третями мирового золотого запаса.

Книга у Стейла получилась занимательная и интересная, познавательная и поучительная. Это настоящий триумф истории экономки и дипломатии. Там есть все: политическое крючкотворство, бюрократическое надувательство, шпионаж, суровые экономические подробности и язвительный юмор людей, творивших историю под мощным давлением.

Бенн Стейл, работающий директором по вопросам мировой экономики в нью-йоркском Совете по международным отношениям, предлагает наглядное изложение крайнего несоответствия между американской и британской финансовой мощью, рассказывая о двух мужчинах, которые отличались друг от друга так же, как бурбон отличается от пятичасового чая. Это Джон Мэйнард Кейнс и Гарри Декстер Уайт.

Родившийся в Бостоне в семье еврейских иммигрантов из Литвы Уайт был высокопоставленным чиновником из американского Министерства финансов. Это был резкий, тяжелый, вспыльчивый, неуверенный в себе и грубый человек. Кейнс, родившийся в семье культурных и образованных интеллектуалов из верхушки среднего класса и получивший образование в Кингс-колледже, стал первой в мире знаменитостью из числа экономистов. Возглавляя в Бреттон-Вудсе британскую делегацию, он продемонстрировал столь бестактное вербальное великолепие, что американцы сказали о нем: «Больно умный».

Цель Уайта, которая неофициально была достигнута еще до начала конференции, состоявшей в июле 1944 года, заключалась в создании мировой финансовой системы, в центре которой должен быть доллар, а также в переносе финансовой и коммерческой власти из Лондона в Вашингтон. Кейнс предупреждал британское правительство, чтобы оно не позволяло США использовать войну в качестве «возможности обобрать Британскую империю до нитки», а также жаловался, что британский Форин-офис слишком податлив и с готовностью уступает требованиям США. «Если бы некого было ублажать, Форин-офис остался бы без работы», - говорил он.

Но все дело в том, что у Британии не было в этой игре буквально ни одного козыря. По словам Стейла, в Бреттон-Вудсе Кейнса низвели до «положения говорящей помехи». Сталин мог бы сказать по этому поводу: «Сколько у вас там факультетов в Кингс-колледже? И какой от них толк?»

Но самый поразительный момент в рассказе Стейла заключается в том, что Уайт, несмотря на все свои попытки продвигать финансовое превосходство США, поддерживал Советский Союз и на протяжении многих лет снабжал Москву конфиденциальной информацией из государственных органов. Советская разведка считала его важным источником в агентурной сети, которая опутала Вашингтон.

В 1946 году Гарри Трумэн, сменивший Рузвельта, намеревался назначить Уайта первым директором-распорядителем МВФ, но глава ФБР Эдгар Гувер вдруг привлек внимание президента к его незаконной деятельности. В 1948 году Уайта вызвали в комиссию Палаты представителей по расследованию антиамериканской деятельности и заставили давать показания. Уайт весьма убедительно и здраво выступил в свою защиту, введя комиссию в заблуждение. Но напряжение дало о себе знать, и спустя два дня он скончался от инфаркта.

Мир не оправился от банковского кризиса, разразившегося в 2008 году, потому что в отличие от 1940-х годов ни одна страна сегодня не обладает достаточной мощью

Питер Темин и Дэвид Вайнс в своей книге «Экономика без лидеров» продолжают повествование, которое у Стейла заканчивается на Бреттон-Вудсе. Они описывают упадок и закат того мирового порядка, который сформировали и возглавили США. Авторы утверждают, что мир не оправился от банковского кризиса, разразившегося в 2008 году, потому что в отличие от 1940-х годов ни одна страна сегодня не обладает достаточной мощью, чтобы вести мировую экономику к процветанию и устойчивости.

«Соединенные Штаты показали пример спасения банков во время кризиса, но после этого они просто исчезли со сцены как лидер мировой экономики, - пишут Темин и Вайнс. – Подобно Британии за столетие до нее, Америка стала частью проблемы, а не ее решением».

По их мнению, миру необходим «гегемон», который как и США после Второй мировой войны заставит страны сотрудничать между собой ради их же блага. Но Китай вряд ли сможет занять место Америки, говорят они. Влиятельные промышленные и политические круги привязывают Китай к инвестиционной стратегии, в которой основное внимание уделяется ориентированной на экспорт промышленности, а не внутреннему спросу. А это, в свою очередь, мешает восстановлению глобального равновесия, которое необходимо для поддержания долговременного роста. Темин, являющийся почетным профессором экономики Массачусетского технологического института, и профессор Вайнс, преподающий экономику в Баллиольском колледже Оксфорда, довольно язвительно и резко пишут о том, как европейские политики, чиновники и банкиры способствовали возникновению нынешнего беспорядка. Государства в 1999 году запустили валютный союз Европы, будучи уверенными в том, что экономическое сближение между сильными и слабыми членами еврозоны произойдет благодаря какому-то благотворному саморегулирующемуся процессу. В действительности же дисбаланс нарастал, потому что в Германии увеличивалось положительное сальдо торгового баланса, и она наращивала свои конкурентные преимущества над другими странами, особенно из зоны Средиземноморья.

«Сегодняшние попытки европейских стран проводить политику дефляции в экономике, особенно в Южной Европе, оказываются тщетными», - предупреждают авторы. Нашему миру, добавляют они, грозит повторение цикла международных долговых споров, режима строгой экономии, безработицы, политической радикализации и войн, который начался после 1918 года.

Для спасения евро авторы рекомендуют несколько мер, включая выпуск облигаций еврозоны, введение налоговых полномочий для руководящих органов на уровне еврозоны, а также внутреннее развитие в Германии для сокращения активного сальдо внешнеторгового баланса этой крупнейшей экономики Европы. Естественно, Берлин может не услышать эти призывы. Еще меньше шансов на то, что центробанк Европы прислушается к требованиям поднять на время потолок инфляции, чтобы обеспечить подъем экономик на юге Европы.

В этой книге есть свои недостатки. Целая глава посвящена постороннему вопросу о том, как Кейнс в 1930 году давал показания в британском парламентском комитете. Особо выделяются отдельные фактические ошибки: Британия присоединилась к европейскому механизму валютных курсов в 1990-м , а не 1988 году; изначально в еврозоне было 11, а не 12 членов; Советский Союз распался в 1991-м, а не в 1990 году. Если не считать эти недочеты, в книге представлены разумные аргументы в пользу перебалансировки мировой экономической системы.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram