Мокрая доставка или конец империи монстров

Печать

На достаточно молодом рынке экспресс-доставки уже вовсю макают в грязь конкурентов и его практически штормит от PR-войн. Кажется, его ждут большие изменения.

Давно канули в Лету времена, когда для отправки какой-нибудь посылки или конверта с бумагами нужно было идти либо на почту, или к поезду – договариваться с проводниками. Сейчас в Украине регулярной доставкой различных отправлений между городами занимаются не менее двух десятков компаний. Еще свыше сотни обеспечивают курьерскую доставку на локальном уровне.

Такая конкуренция создает огромное количество новшеств – от программного обеспечения для мобилки до опций курьерской доставки хоть в бассейн на даче. Рынок, казалось бы, простой услуги обретает очертаний многогранного  высокоинтеллектуального продукта, вместо гонки потных грузчиков на подиум конкурентной борьбы выходят электронщики, аналитики и маркетологи.

Если вспомнить, с чего в нашей стране начинался рынок экспресс-доставки, нужно упомянуть крупных автобусных перевозчиков: правда, «Автолюкс» и «Гюнсел» от перевозки грузов в свободных багажниках уже давно перешли к систематическим грузоперевозкам, выделив их в отдельный сервис.

Автопарк <<Автолюкса>>
Фото: www.autolux.ua
Автопарк <<Автолюкса>>

Серьезные компании предпочитали пользоваться услугами общемировых служб доставки – TNT, DHL, FedEx и т.д. Но это удовольствие было по карману далеко не всем, ведь объемы были маленькими, что сильно удорожало стоимость отправок. Даже сегодня у ряда этих фирм прайс доставки в областной центр Украины и на периферию отличается приблизительно на треть практически с тем же сервисом и процентом риска для груза. Как ни странно наши компании их обогнали с серьезным отрывом.

Как показала посткризисная пятилетка, именно этот рынок оказался на подъеме – в основном, за счет бурного продвижения интернета в массы и интенсивного развития интернет-торговли, которой необходима была доставка товаров до покупателей. С переходом ядра массовой торговли в сеть, в будущем нареченной как область e-commerce, начались изменения ожиданий массового рынка потребителей.

Один из первых кто почувствовал новые дуновения, в частности был «Автолюкс». Показав новые автобусы компания предложила неплохую альтернативу для образа проводника – доставка любого груза хоть куда. Услуга была востребованной но не полностью обтесанной под клиента, что и породило уйму конкурентов буквально уже через несколько месяцев. Одни предлагали более быструю доставку, другие более дешевую, практически каждый здесь легко находил свою нишу. Но одной из самых емких ниш оказалась ставка на опережающий рост. В ней удачно поселилась компания «Новая почта», родившаяся в Полтаве, которая из небольшой местной компании перевозившей грузы, буквально за пару лет выросла до масштабов первого игрока на этом рынке по многим параметрам, прямо конкурируя даже с государственным гигантом.

Что сегодня представляет собой рынок почтовой логистики? Это необъятные показатели роста – порядка 3 млрд грн годового оборота, сотни миллионов отравлений – конвертов, посылок, нестандартных грузов (в данном сегменте – весом до 30 кг).

Объем внутренних отправлений в Украине

Источник: УАДМ

Учитывая, что этот рынок за последние 4 года вырос ровно на треть, с точки зрения бизнеса он выглядит довольно привлекательным, ведь так не растут ни банки, ни электронщики, ни даже нефтетрейдеры. Возникает конкуренция, которая иногда перерастает в нешуточную борьбу без правил.

Регулярные гадости

Когда компания обслуживает несколько десятков тысяч людей ежедневно (только представьте это количество), всем на 100% понравится невозможно. Неудивительно, что жалоб у служб экспресс-доставки хватает: у одних больше (где процессы менее отлажены), у других – меньше. Это, можно сказать, неизбежные издержки.

Но в последнее время в интернете стали активно раскручиваться пустяковые инциденты, напрямую не связанные с уровнем обслуживания клиентов. Компании слышат подчас странные претензии, скорее похожие на попытку дискредитации в глазах потребителей.

Проходят по всем, к примеру не надо далеко ходить, посмотрев как изощряются интернет-тролли над компаниями «Интайм» или «Деливери» на форумах или досках о доставке. Но основной мишенью при этом становятся крупные компании, в частности флагман рынка «Новая почта» в последние месяцы на себе ощутила пристальное внимание со стороны недоброжелателей. То возникли недоразумения с отправкой бронежилетов для наших военных, то кто-то нашел гранаты (потом оказавшиеся дымовушками для страйкбола) то девочка-оператор запретила кому-то отправку украинских флагов. Начались и обвинения в задержке грузов при сообщении с восточными областями.

Причем, каждый такой эпизод сопровождался «подсветкой» в ряде интернет-СМИ, что затем выливалось в длительные дискуссии в соцсетях и форумах доводя тему до абсурда«А вот «Новая почта» стала на сторону сепаратистов», «компания не берет украинскую символику» и т.д.

Более того, неожиданно вопрос одного частного случая доставки поднимает даже одиозный нардеп-свободовец Кайда, объявляя компанию практически во главе восточного сепаратизма и кажется веря в это рассылает письма в прокуратуры.

Как сообщили источники в компании, как правило, «истории» появляются довольно регулярно и с увеличением динамики, причем четко перед выходными: все указывает на их заказной характер.

Кому мешает "Новая почта"

Кроме логичного ответа – конкурентам – стоит обратить внимание на некоторые особенности самого рынка почтовой логистики (или, как ее реже называют, экспресс-доставки).

Доли лидеров рынка

Источник: УАДМ

Отметим, что при общем росте рынка доля лидера – госпредприятия «Укрпочта» – последние годы неуклонно снижалась. Не помогали ни смена руководства, ни декларируемые «новые подходы».

Инертная структура советского образца грешит очередями (все-таки предоставляет свыше 50 услуг, включительно с оплатой коммуналки, продажей ширпотреба и электронных билетов) и неповоротливостью. Но при этом, судя по широкому предложению совсем не почтовых услуг и товаров в своих филиалах исправно генерирует денежный поток – очевидно это и было одной из причин, почему «Укрпочту» не постигла судьба «Укртелекома», и ее не спешили приватизировать.

Однако весной в госкомпанию пришел новый менеджмент, который уже успел прославиться громкими заявлениями, которые для многих работников почты были сигналом. Так, и.о. гендиректора Михаил Панькив в конце мая заявил, что собирается передать ряд процессов на аутсорсинг, а также предусматривает франчайзинг почтовой сети – мол, из 12,5 тыс. отделений 75% убыточны, и это позволит оптимизировать затраты.

Но интересны даже не эти прожекты, а то, что ранее г-н Панькив возглавлял… компанию «Мост Экспресс», которая сейчас – примерно №3 на рынке почтовой логистики.

Михаил Панькив
Фото: www.epravda.com.ua
Михаил Панькив

Кроме того, недавно на имя президента Порошенко было направлено открытое письмо сотрудников «Укрпочты», в котором приводится ряд фактов, свидетельствующих о угрозе доведения госоператора почтовой связи до банкротства. Кстати, директора Киевской дирекции «Укрпочты» Андрея Хорошевского, подтвердившего факты из открытого письма, на следующий же день уволили. А пресс-служба госпредприятия в комментариях журналистам начала писать что-то про «pr-кампанию, направленную против их руководителя»...

К чему такие переживания? Ну была парочка-тройка недовольных, возможно что-то недопоняли, хотели премию а может просто не успели познакомится с новым руководством? В конце-концов логично ли увольнять директора авангардного офиса?

Ситуация очень напоминает не слишком новую схему, которую частенько используют биржевые торговцы идя Ва-банк – демонстративно, невзирая на даже на этику, разогнать машину важности ненужных бумаг, дискредитируя все кругом, что имеет цену. Ведь шанс продать-то последний, и на кону либо заработок либо банкротство.

Похоже, что у нас перед глазами может оказаться чистой воды биржевой случай. Практически все руководители «Укрпочты» последних лет нарекали, что частные службы доставки вытеснили их из более прибыльных крупных городов, оставив лишь нерентабельные ПГТ и села. Однако стратегически мыслящий менеджмент почтово-логистических компаний уже планирует осваивать небольшие и отдаленные населенные пункты, понимая, что там тоже есть потребители и развивается интернет. А это последний рубеж, казалось бы непобедимого великана. И если все действительно так, то скоро услышим о его последнем крике – намерениях продажи, чем сможем получить один из двух прекрасных, но вполне эволюционных для всего рынка, а в частности для его пользователей, результатов – либо большой каменный монстр превратится в пушистого зверя, угодив всему лесу либо он оттуда уйдет, оставив власть для новых, более гармоничных форм жизни. И динамика рынка доставок говорит об одном – время идет не годами а практически неделями.

Тэги: приватизация, почта, Укрпочта, Алексей Кайда, "Новая почта"
Печать
Материалы по теме
Читайте в разделе

Выбор читателей
Путін відпустив Надію Савченко до України. Чию заслугу в цій події ви вважаєте найбільшою?