ГоловнаЕкономікаБізнес

Крим: ізоляція чи інтеграція?

Прячась за патриотический маркетинг, украинский бизнес спокойно возобновляет работу с Крымом, при этом смело признавая его… российской территорией.

Фото: http://www.mk.ru/Геннадий Черкасов

Торговля вместо войны

Несмотря на санкции и как бы объявленную изоляцию, Крым все же не является полностью отрезанной от остального мира территорией. С полуостровом не только активно торгуют и поставляют туда необходимые товары и услуги (в частности, воду и электроэнергию). Если вдруг там чего-то не хватает, это можно переслать туда… с помощью служб доставки. Они, по сути, уже признали Крым российским. Как и некоторые украинские производители. Последний пример – прогремевший в Сети случай с житомирским производителем мороженного «Рудь», на упаковке которого указан адрес мощностей производителя «Элит Крым»: «Республика Крым, Россия». И хотя житомирское предприятие дистанцировалось от своего крымского партнера, осадок остается.

Ситуация странная: весь цивилизованный мир разрывает экономические отношения с аннексированным Крымом. И только Украина продолжает широкие торговые отношения со страной, которую наш парламент признал агрессором. Это касается и энергоносителей, и продовольствия, и промышленных товаров.

Еще несколько месяцев назад стеллажи украинских супермаркетов ломились от товаров с оккупированных территорий, хоть на них при этом красовалась гордая маркировка «Украина». А сейчас на большинстве этих товаров стали указывать производителей с «большой земли». Один из множества примеров: водку популярной торговой марки, которую выпускала Крымская водочная компания, сейчас (судя по этикетке) производят в Запорожье. По крайней мере, приличия – и местами законы – соблюдены.

Но это касается товаров. С услугами все сложнее. Накануне нового, 2015 года Мининфраструктуры распорядилось полностью прекратить регулярное железнодорожное и автобусное сообщение с оккупированным полуостровом.

Несколько раз появлялась неподтвержденная информация о возобновлении Украиной то рейсов автобусов, то восстановления поездов в направлении Симферополя. И каждое такое сообщение вызывало шквал негодования украинцев.

Фото: Униан

В то же время, в прошлом году были зафиксированы неоднократные случаи заходов в крымские порты греческих и турецких судов. Чаще всего это были танкеры, а также сухогрузы и паромы: по информации портала BlackSeaNews, в Крым поставляли нефтепродукты, а оттуда везли в основном зерно и металлолом, мебель и стройматериалы.

При этом нарушители ведут себя как дети: суда, заходящие на погрузку в Керчь, Севастополь и Феодосию, на подходах к порту выключают передатчики АИС (автоматизированной идентификационной системы), а затем включают их уже в открытом море. Хотя свежих фотографий турецких сухогрузов на зерновом терминале в Севастополе в Сети появлялось множество.

Там воюем, а здесь – зарабатываем

На КПП «Чонгар» (въезд в АРК с территории Херсонщины) практически всегда стоят от пары десятков до нескольких сотен большегрузных автомобилей. С «большой Украины» везут и продукты питания, и промышленные товары. Кроме того, после небольшого перерыва в Крым начали возить посылки и службы доставки.

Украинские логистические компании уходили с крымского рынка постепенно, на протяжении почти всего прошлого года, сокращая свои крымские филиалы. Ближе к концу года резко упал и трафик международной доставки в АРК.

Многие операторы предупредили своих клиентов, что из-за новых правил, введенных правительством США, доставка в Крым отменяется. К примеру, такое сообщение появилось на сайте международной компании «Meest – America» (материнская структура по отношению к украинской службе «Міст – Експресс»).

Затем американская таможня стала массово «заворачивать» покупки, совершенные крымчанами в американских интернет-магазинах. «Таможенники ставят пометку «экспорт запрещен», и возвращают товары обратно на склад», – сетовали представители магазинов.

Но уже в феврале нынешнего года клиенты оператора «Міст» по всему миру получили электронную рассылку, в которой компания ссылается на якобы новое постановление правительства США, снимающее запрет с отправки посылок в Крым. Реакцию украинских патриотов нетрудно угадать. А народный депутат Мустафа Найем даже успел отправить депутатский запрос по этому поводу в посольство и МИД.

Фото: aquatica.com.ua

Последовавшая за этим буря негодования простых украинцев вынудила компанию-оператора объявить о том, что для «Міст-Експреса» мнение его украинских клиентов важнее бизнеса. Посему они не будут возобновлять отправку в Крым.

На все публичные запросы по поводу доставки в АРК администрация «Міст-Експреса» упрямо отвечала, что не возобновляла отправку в Крым. То же самое говорили по телефонам в Украине операторы кол-центра потенциальным клиентам. Но вскоре оказалось, что все это – только разговоры.

Вступивший в силу 16 марта 2015 г. прайс «Міст-Експреса», находящийся на их сайте, указывает на наличие дополнительной платы за доставку в АРК, а также в Донецкую и Луганскую области.

Кроме того, в правилах перевозки указаны особые условия для отправлений на «отжатый» полуостров – обширный пакет дополнительных документов на отправляемый товар, особые условия оформления, увеличенные (по сравнению со стандартными) сроки доставки.

Другая украинская служба доставки – компания «Деливери» – уверенно заявила начале мая об официальном возобновлении работы с Крымом. Руководство оператора полагает, что возобновление работы с оккупированной территорией – «одна из немногих возможностей для украинских граждан в Крыму не терять связи с материковой Украиной».

Отправителям лишь придется предоставить расширенный пакет документов, чуть дольше ждать доставки и немного переплатить за посылку. Ведь компания взимает плату за таможенное оформление груза (калькулятор на сайте компании оценивает эту услугу в 18 грн. за килограммовую посылку).

Стоит обратить внимание на то, что соглашаясь на таможенные процедуры, пересекая границу и выполняя все эти формальности (оформление таможенной и экологической декларации, других бумаг), украинская компания-оператор фактически признает Крым российской территорией. Как это назвать – вопрос однозначно к компетентным органам.

Кстати, не особо афишируя, с Крымом продолжают работать все это время несколько служб доставки. В частности, международная компания TNT на своей российской страничке уже вписала два симферопольских офиса (в одном, правда, один из телефонов указан с украинской нумерацией) в список российских отделений.

Подробно расписаны все допуслуги, связанные с перевозкой отправлений в АРК как за границу, на сайте национальной службы доставки «Ин-Тайм», которая не прекращала работать с Крымом. Соответственно, тарифы при этом применяются как при внешнеэкономической деятельности.

В то же время, еще в прошлом году прекратили работать с Крымом Укрпочта (с апреля), «Новая почта» и «Гюнсел» (осенью), а также «Автолюкс» (в декабре).

Заграница тут не поможет

С доставкой из-за рубежа также случился казус. Попытка заказать товар на ebay и оформить его доставку с помощью компании «Міст» в Крым увенчалась… успехом.

Посылку (правда, с задержкой) оформили, выписали счет почти на $40 и после перевода денег сообщили, что она уже в дороге к получателю. Судя по данным трекинга (сервис отслеживания местоположения груза), заказанный товар уже отправлен из США.

А все дискуссии о принадлежности Крыма одним махом разбиваются об адрес, с которым работает самый патриотичный диаспорный оператор: «Россия, Крым, Симферополь…» Видимо, деньги дороже.

К слову, как отмечают «канадские украинцы», «Міст» часто рекламируется в российской телевизионной программе в Торонто: слоганы «Мост объединяет!» и «Мы строим мосты дружбы» как нельзя точнее подходят к этой ситуации.

Выводы напрашиваются неутешительные. Украинский бизнес готов на все ради наживы, даже переступить через принципиальные вещи, не говоря уже о требованиях закона.

Почему-то Apple смогла заблокировать Крым: с территории полуострова нельзя выпускать приложения для iOS, загружать программы через App Store и вообще официально купить «яблочную» продукцию.

Google в январе отключил для АРК ряд сервисов, магазин приложений Google Play и возможность обновлять Chrome. Американская компания Valve еще в декабре отключила игровой сервис Steam. А производители Dell и HP запретили ввоз, продажу и обслуживание своей продукции в Крыму с 1 февраля.

В январе международный сервис PayPal, позволяющий клиентам оплачивать счета и покупки в интернет-магазинах, заявил о прекращении обслуживания крымчан. Месяце ранее две крупнейшие международные платежные системы – Visa и MasterCard – приостановили свои сервисы на полуострове. И хотя сейчас росСМИ тиражируют новость о якобы возможности пользоваться в Крыму международными картами российских банков (через недавно запущенную Нацсистему платежных карт), в реальности там действует множество ограничений. А банки РФ, которые рискнут работать в Крыму, могут лишиться членства в международных платежных системах.

Фото: sevas.com

А пока другие страны теряют выгоду и создают социальную напряженность на своей территории (вследствие потери российских заказов и обширного рынка РФ), украинские компании работают по принципу «вижу заработок – не вижу препятствий». И, как говорится, пусть весь мир подождет.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram