ГоловнаЕкономікаФінанси

Що потрібно знати про проект бюджету на 2016 рік

30 ноября Минфин обнародовал проект бюджета на 2016 год с учетом налоговой реформы, которую депутаты от Блока Порошенко не поддерживают. Крупнейшая фракция парламента подаст свои правки и в бюджет, и в налоговую реформу до 4 декабря. О противоречиях между министерством и депутатами LB.ua писал раньше в статье "Кто заплатит за низкие налоги?".

Пока что Минфин выложил только текст проекта бюджета без самой интересной и информативной его части - приложений, в которых подробно расписаны расходы и доходы казны. По всей видимости министерство еще согласовывает отдельные строки с другими министерствами, хотя по основным параметрам бюджета согласие уже есть.

Ранее Минфин планировал вынести проекты бюджета и налоговой реформы в Кабмин 2 декабря, то есть переговоры внутри правительства затянулись. Пока что непонятно, когда именно министры будут рассматривать документ на своем заседании. Возможно, это случится уже 4 декабря. Несмотря на некоторую неопределенность, сделать несколько заключений о проекте бюджета на 2016 год можно.

Доходы и расходы вырастут

Доходы и расходы бюджета-2016 года в национальной валюте будут не только больше доходов и расходов бюджета нынешнего года (что понятно, с учетом прогноза 12% инфляции в будущем году и роста ВВП на 2%), но и больше показателей сентябрьского проекта бюджета-2016, который был построен на действующем сейчас Налоговом кодексе.

Как видно из диаграммы, доходы бюджета-2016 по сравнению с показателями бюджета-2015 вырастут с 516,98 млрд гривен до 598,21 млрд гривен (+15,7%), расходы - с 581,76 млрд гривен до 673,97 млрд гривен (+15,85%), дефицит - с 75,96 млрд гривен до 83,69 млрд гривен (+10,17%).

Номинальные доходы бюджета могут оказаться еще выше, если цены в новом году будут расти быстрее ожидаемого. Так случилось в этом году - высокая инфляция помогла наполнить казну.

Практика показала, что полагаться на прогнозы чиновников нет смысла. В апреле 2014 года Минфин говорил о 5,4% инфляции в 2015 году. В феврале 2015, то есть уже после принятия бюджета, премьер-министр Арсений Яценюк ожидал 26% роста потребительских цен. На самом деле на конец года инфляция может составить 44% (прогноз инвесткомпании Dragon Capital).

Чиновники ошибаются не только с прогнозами инфляции. В сентябре 2014 года Кабмин обнародовал прогнозы на 2015-2017 годы (и оптимистический, и пессимистический). Пессимистический прогноз предполагал 0,3% роста ВВП в нынешнем году. На самом деле Украина рискует закончить год с падением ВВП (-12% по прогнозу Dragon Capital).

Правительство ожидало курс гривны к доллару в 2015 году на уровне 21,7 к одному. Сегодня Межбанк закрылся на отметке 23,65, а на черном рынке доллар торгуется за 25. Стоит ли доверять чиновникам, которые закладывают в бюджет на 2016 год курс 24,1 - вопрос, на который ответит даже школьник.

Соцстандарты вырастут еле-еле

В будущем году прожиточный минимум будет повышаться дважды (в 2015 году повышался только один раз, в 2014 году не повышался вовсе):

  • с 1 мая - до 1399 гривен,
  • с 1 декабря - до 1496 гривен.

То есть прожиточный минимум вырастет с 1330 гривен на сегодня до 1496 гривен в конце следующего года или всего на 12,5% - чуть выше, чем прогноз инфляции на будущий год. О точности этих прогнозов написано выше.

Прожиточный минимум - это ключевой показатель, который используется при расчете пенсий, зарплат, разных видов соцпомощи (малообеспеченным, при рождении ребенка, по безработице) и при индексации выплат. Конституция Украины (ст.46) прямо говорит, что пенсии и другие виды соцвыплат не должны обеспечивать уровень жизни, не ниже прожиточного минимума, установленного законом.

Однако нынешний прожиточный минимум - это абсолютно виртуальный показатель, который не имеет ничего общего с реальным минимальным доходом, необходимым для выживания в Украине. Все дело в хитрой процедуре расчета прожиточного минимума.

Прожиточный минимум рассчитывают каждый год на основе минимальной потребительской корзины, его уровень прописывают в законе о бюджете. По закону "О прожиточном минимуме" (ст.3) потребительскую корзину должны пересматривать не реже, чем раз в пять лет.

Однако эту корзину не пересматривали (!) с 2000 года. Минимальная потребительская корзина мужчины трудоспособного возраста включает в себя, например, одну зимнюю куртку на синтепоне на четыре года, демисезонный плащ на пять лет, одни джинсы на три года, одну пару зимней обуви на пять лет и т.д. Женщинам приходится еще хуже. Чиновники считают, что зимнее пальто женщина трудоспособного возраста может носить восемь лет, а пенсионерка - десять. Больше о составе потребительской корзины можно прочесть в постановлении Кабмина №656 от 14 апреля 2000 года.

Подробнее об этом LB.ua писал год назад в статье "Каждый пятый - за чертой бедности".

Есть слабая надежда, что спустя 15 лет этот абсурдный набор все-таки пересмотрят. По крайней мере на сайте Минсоцполитики 20 ноября сообщали о работе в этом направлении.

Ключевые изменения в расходной и доходной частях

Нацбанк сократит финансирование бюджета. Казна в 2016 году получит не менее 34,06 млрд гривен от Нацбанка, тогда как в 2015 году речь шла о 60,5 млрд гривен, да еще и до 11 мая (см. ст. 15 в действующем законе о бюджете и в проекте на будущий год). Как пишет эксперт Реанимационного пакета реформ Павел Кухта в газете "Сегодня", НБУ наконец-то перестанет печатать деньги для бюджетных расходов.

В апреле в интервью LB.ua замглавы Нацбанка Дмитрий Сологуб говорил о недопустимости монетарного финансирования бюджета. В то же время замглавы Минфина Игорь Уманский в прошлом году говорил LB.ua о необходимости вливаний в бюджет со стороны НБУ. Похоже, позиция Центробанка в этот раз победила.

Проект бюджета построен на основных параметрах налоговой реформы, в частности, предполагается снижение ставки единого социального взноса (ЕСВ) с сегодняшних в среднем 36% до 20%. Значит, образуется брешь в Пенсионном фонде, которую надо будет закрывать из бюджета. Также будет отменен дополнительный импортный сбор (в 2015 году он принесет 17,6 млрд гривен по данным Минфина) - еще одна пробоина.

Чем же Минфин планирует компенсировать прорехи?

Отчасти они будут компенсированы ростом поступлений за счет расширением налоговой базы (например, исчезнут льготы для сельхозпредприятий и производителей фармпродукции), ростом акцизов на алкоголь и сигареты, платой за лицензии на работу казино. Благодаря повышенным в этом году тарифам на коммунальные услуги, дефицит "Нафтогаза" в следующем году будет меньше. Нацбанк уже подчистил банковскую систему, и есть надежда, что не нужно будет столько тратиться на выплаты вкладчикам через Фонд гарантирования вкладов и на рекапитализацию банковской системы.

Но и без сокращения расходов не обойдется. Известно, что профтехучилища и высшие учебные заведения I-II уровня аккредитации будут финансироваться из местных бюджетов (ст.29 последнего проекта бюджета на 2016 год). Также будут реорганизованы отраслевые Академии наук и переданы в Национальную академию наук Украины. А сама НАН Украины станет ответственным исполнителем в системе Минобразования (ст. 30). Это предложение уже вызвало критику со стороны отдельных депутатов парламента.

Больше о том, какие министерства получат меньше денег на какие именно нужды, мы узнаем после публикации приложений к бюджету-2016.

Зависимость от МВФ

От принятия налоговой реформы и бюджета на 2016 год зависит решение МВФ о выделении третьего транша кредита в размере около 1,7 млрд долларов США. Плюс с решением МВФ связаны другие выплаты от других кредиторов Украины на сумму около 2,3 млрд долларов США (вместе получается около 4 млрд долларов). Это колоссальная сумма для Украины, весь ВВП которой на конец 2015 года составит около 84,3 млрд долларов.

Судя по тому, как долго чиновники и депутаты обсуждают ключевые экономические документы, их принятие может затянуться до 2016 года. В таком случае деньги от МВФ и других кредиторов мы сможем получить только в январе. Если, конечно, украинские элиты (какие уж есть) в который раз не завалят реформы. А такой риск есть.

За всю историю отношений Украина чаще срывала договоренности с МВФ, чем выполняла их. Как писал Forbes Украина, Киев лишь дважды получал полную сумму финансирования от МВФ (в 1994-1995 и в 1996 годах), а все остальные попытки заканчивались пересмотром программы из-за медлительности украинских властей или нарушения меморандума. К чему это привело? Можно оглянуться и посмотреть по сторонам.

При Януковиче сотрудничество с МВФ было заморожено в 2012 году, зато деньги давала Россия (то в обмен на флот в Севастополе, то в обмен на гособлигации). Страна наращивала долги, не реформируя экономику, и тратила золотовалютные резервы на поддержание стабильного курса гривны к доллару. Этот карточный домик рухнул после бегства Януковича. Сегодня мы все ощущаем на себе последствия этой политики с осложнениями в виде российской агрессии. Впрочем, нельзя забывать и об ответственности нынешних властей, которые уже полтора года не упускают шанса упустить шанс.

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram