ГоловнаЕкономікаДержава

Время в трубу

Процесс "сдачи" ГТС будет крайне болезненным — нынешняя власть будет ее, без лишнего пафоса, "от сердца отрывать". Но другого выхода, у нее, скорее всего, не будет

Время в трубу
Фото: vkurse.ua

Уже несколько лет подряд рубеж между ушедшим и новым годом мы встречаем под разговоры о ценах на российский газ и об украинской газотранспортной системе. Каждый раз мы наблюдаем одну и ту же пьесу, даже актеры из года в год меняются только изредка — кто-то уходит в отставку, кто-то оказывается в местах не столь отдаленных. Неизменным остается сценарий: украинская власть начинает требовать снижения цены на газ, а в результате добивается лишь еще более жестких для себя условий.

Только в этот раз привычную нам пьесу могут сыграть в последний раз. По многим причинам. С одной стороны, от нее порядком утомилась европейские соседи — постоянный шум и проблемы с отоплением из-за театра через дорогу терпеть уже нету сил. С другой, аппетиты россиян на этот раз превышают масштабы предыдущих постановок. А вот украинские актеры не только не очень талантливы, так еще и норовят играть не для простой украинской публики, а исключительно в своих интересах.

Говоря о европейцах, в первую очередь следует отметить тот факт, что газовый рынок достаточно серьезно изменился. Сейчас большинство стран Европы получило доступ к достаточно дешевому сжиженному газу, цены на который регулируются спросом и предложением на бирже. Он на данный момент стоит дешевле газа, поставляемого европейцам по контрактам с «Газпромом» и его посредниками.

В первой половине декабря прошлого года на австрийской газовой бирже CEGH котировки находились на уровне 336 долларов за тысячу кубометров. А средняя цена контрактного газа "Газпрома" составляла 439,28 долларов за ту же тысячу кубометров голубого топлива. Стоит напомнить, что для Украины цена на газ без учета "харьковской" скидки сейчас равняется 516 долларам за кубический метр.

Другим фактором, влияющим на этот рынок являются месторождения сланцевого газа, недавно обнаруженные в некоторых европейских странах. Международное энергетическое агентство прогнозирует, что к 2030 году количество добытого в Европе нетрадиционного газа может составить около 15 миллиардов кубических метров в год. В США этот вид добычи газа уже сейчас занимает около 14% от общего объема и к 2035 году его планируется довести до цифры в 45%.

Фото: subscribe.ru

Имея подобные рычаги, европейцы не замедлили воспользоваться ими, чтобы потребовать от россиян более гибких и выгодных для себя условий в газовых переговорах. К такой игре на понижение цены в Европе подготовились неплохо. Большинство газовых хранилищ заполнены полностью, и даже уменьшение поставок российского газа на фоне похолоданий ничуть не взволновало европейцев. (В Италии и Чехии местные газотранспортные операторы зафиксировали снижение количества поставляемого голубого топлива в среднем на 8-10%. В ответ россияне смогли лишь обвинить своих контрагентов в том, что те выставляют нереалистические требования по объемам поставок). Несколько недель назад информационное агентство Reuters сообщило о том, что «Газпром» снизил цену для итальянской Sinergie Italiane. О "корректировке" цен для пяти европейских покупателей россияне сообщили в тот же день — кроме итальянцев были названы такие компании: немецкая Wingas, французская GDF Suez, словацкая SPP и австрийский Econgas. Несмотря на то, что ситуацию в последних четырех предприятиях пока не прокомментировали ни официальные лица, ни анонимные источники, догадаться, в какую сторону были "скорректированы" цифры, пожалуй не сложно.

Но даже если необходимого понижения цен удастся достигать и в дальнейшем, это еще не будет автоматически означать, что в Европе согласятся с гегемонией "Газпрома" на рынке. Уже сейчас польский вице-премьер и по совместительству министр энергетики Вальдемар Павлак заявляет, что его страна, чей объем потребляемого газа на ⅔ состоит из голубого топлива российского происхождения, собирается избавится от этой зависимости, начав разработку собственных месторождений сланцевого газа и покупая сжиженный природный газ у других поставщиков.

Не в последнюю очередь желание избавится от монопольного влияния российского поставщика связано с постоянной угрозой остаться без газа в разгар зимы. За последние несколько лет, постоянные конфликты между Россией и Украиной полностью дискредитировали первых — как поставщиков, а вторых — как транзитеров голубого топлива. Потому сомнения в том, зачем платить больше за худший сервис, вполне логичны.

Потери на европейском направлении крайне болезненны для «Газпрома»: для российского монополиста этот рынок составляет около 65% всего экспорта. В таких условиях, контроль над украинской газотранспортной системой жизненно необходим Москве. Построив «Северный поток», который уже к концу года планируется вывести на мощность — 55 миллиардов кубометров гв год — и получив контроль над белорусскими и молдавскими ГТС, Россия сделала достаточно важные шаги на пути к обеспечению стабильности транзита газа в Европу. Однако главной артерией до сих пор является именно украинская труба: по данным "Укртрансгаза", объем транзита в Западную Европу составил в 2011 году 101,1 миллиардов кубометров газа. И для обеспечения полного контроля над процессом транспортировки украинская ГТС пока что необходима, как воздух.

Фото: comments.ua

Пока, потому что уже в этом году планируется начало строительства «Южного потока», разрешение со стороны Турции на прокладку труб по своей территории россиянам уже удалось заполучить. Впрочем, несмотря на спешку (изначально строительству «Южного потока» планировалось дать старт лишь в следующем году), не факт, успеют ли россияне закрепить за собой стремительно либерализирующийся европейский рынок. Учитывая, что риск опоздать довольно велик, единственный выход из сложившейся ситуации — контроль над украинской ГТС.

То, что отдельные представители нынешней партии власти чуть ли не в открытую играют на руку российским интересам, уже почти ни для кого не секрет. Попытка Андрея Клюева в конце прошлого года на скорую руку продавить в Верховной Раде законопроект о реформировании "Нафтогаза" яркое тому свидетельство.

Только кроме отдельных политиков, на руку россиянам играет и экономическая ситуация в стране. Накануне выборов партии власти нужно каким-то образом хотя бы до осени этого года выполнять социальные обязательства. Учитывая, что сотрудничество с мировыми кредитными организациями заморожено, рассчитывать, что удастся у кого-нибудь «одолжиться», тоже не приходится. И в такой ситуации единственным возможным решением будет продать ГТС россиянам — последним остается лишь терпеливо выжидать, когда же Януковича окончательно "прижмет".

Но продав "трубу", Украина мгновенно лишится своего последнего рычага для переговоров с российской стороной — отныне наш единственный импортер сможет спокойно навязывать нам любые условия. Чем это грозит, думаю, объяснять не стоит. Что самое интересное, это имеет одинаковое отношение как к государственным интересам в своем прямом значении, так и к "государственным интересам" в понимании украинской олигархии — к возможности использовать ресурсы страны для личного обогащения. Потому процесс "сдачи" ГТС будет крайне болезненным — нынешняя власть будет ее, без лишнего пафоса, "от сердца отрывать". Но другого выхода, у нее, скорее всего, не будет.

Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что трагедию под названием "Газовые переговоры" мы вполне можем наблюдать в последний раз. Возможно, уже следующей зимой Украине просто продиктуют, какой будет цена на газ на следующие двенадцать месяцев.

Фото: glavred.info

Но заканчивая рассказ об этой замечательной пьесе, хочется сказать пару слов о времени, которое мы все потеряли, пока каждую зиму, открыв рот, наблюдали за тем, как разворачивается эта небезынтересная пьеса. Вместо того, чтобы попытаться стать самостоятельным игроком на мировом рынке энергоносителей, самостоятельным хотя бы как потребитель, все украинские политики один за одним пытались «договориться» с Россией. Само собой, подобные договоренности были интересны прежде всего возможностью перенаправить часть финансовых потоков в собственный карман. В такой ситуации любые альтернативные источники импорта энергоносителей, любая программа по уменьшению потребления газа становятся обузой, уменьшающей столь желанный денежный ручей. Однако трогательная верность «трубе» оказалось роковой, и теперь именно из-за нее наши власть имущие самой «трубы» лишаются.

Следует также понять, что даже если каким-то чудом ГТС удастся сохранить под контролем Украины, годы, которые мы потеряли, не замедлят предъявить свой счет чуть позже. И отсутствие даже бледной тени национальной политики энергетической безопасности аукнется нам в самом ближайшем будущем. Ведь даже если на секунду представить (можно же порой немного помечтать!), что на смену нынешней властной элите придет вменяемая политическая сила, реально заинтересованная в отстаивании государственных интересов Украины (интересов в истинном понимании этого слова), она будет не в силах наверстать эти упущенные годы и застанет страну крепко "сидящей" на российской газовой игле. Может быть тогда мы поймем, что то немногое время, которое Украина имела для попытки исправить ситуацию, бездарно вылетело в трубу.

Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram