ГоловнаЕкономікаДержава

О налоге на "баксы"

Нацбанк и депутаты заговорили о налоге на наличный обмен валют. То есть платить за бездарную политику чиновников почему-то придется простым гражданам.

Кто заплатит за кризис?
Фото: Макс Левин
Кто заплатит за кризис?

В Украине безналичные валютные операции уже облагались сбором в Пенсионный фонд. Фактически так крупный бизнес делился с пенсионерами (или, если хотите, с чиновниками из Фонда) частью своих капиталов. С 1998 года сбор составлял 1,5%, затем его поэтапно снижали до 0,2% и в результате вовсе отменили в январе 2011 года. Тогда депутаты внесли изменения в Закон "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование".

Теперь депутаты хотят ввести налог на наличные валютные операции. Эту информацию Forbes.ua подтвердил Виталий Хомутынник. То есть в этот раз расплачиваться за бездарную политику чиновников придется простым гражданам, а не крупному бизнесу.

Правда, одного желания Нацбанка для этого мало, нужны голоса в парламенте. Наскребет ли власть голоса для этой авантюры — большой вопрос. Ведь такой налог скорее заставит людей уйти с долларами на черный рынок, чем направит их в банки. К тому же действовать надо быстро, потому что в декабре присягу примут новые депутаты. Половина — более свободные от приказов сверху мажоритарщики. Протащить подобный закон в новой Раде будет еще сложнее. Так что пока разговоры вокруг налога на «баксы» остаются разговорами.

А вот комиссия на обмен валют может появится и без желания НБУ, если ситуация с курсом продолжит ухудшаться. Такое уже было в 2008 году, накануне падения гривны на 60% с 5 до 8 грн за доллар США. Тогда банки вводили комиссию на обмен валют. Реальный курс доллара и официальный так отличались, что действующие правила обмена валют просто не могли работать. Менять валюту по официальному курсу без комиссий было невыгодно — на черном рынке за нее давали больше.

Нацбанк не вмешивался. "Пусть лучше будет дорого, но будет, чем дешево и будет на теневом рынке", - говорил тогда замглавы НБУ Анатолий Шаповалов. Формально банки брали деньги не за обмен валюты, а за расчетно-кассовое обслуживание. Больших процентов на обмене банки не накручивали — до 3% максимум. Конкуренция и черный рынок делали свое дело.

Какой была роль Нацбанка в этом процессе? Полагаю, что в тот момент — никакой. Центробанк просто не контролировал ситуацию, и потому закрывал глаза на явные нарушения со стороны банков. Попытка отменить эти комиссии привела бы только к дефициту валюты и росту паники.

Неужели в НБУ думают, что разговоры о новом налоге успокаивают население?

Андрій ЯніцькийАндрій Яніцький, журналіст, редактор
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram