ГоловнаЕкономікаДержава

Великое переселение профессионалов. Ч.2

В первой части статьи мы рассмотрели причины, которые приводят к безработице в Европе, а также изучили особенности этого явления в разных странах. Во второй части мы делаем упор на миграционных процессах, которые проходят в Старом Свете.

Фото: EPA/UPG

В поисках Земли обетованной

"Великая рецессия" - так называют в Южной Европе нынешнюю эпоху. Простые люди сопротивляются переменам на протестных акциях, или едут искать лучшей доли в другие страны. В результате сильнее всего кризис ощутили государства, которые имеют длительную традицию выезда за рубеж в поисках работы.

Столетиями представители южноевропейских народов и ирландцы отправлялись за моря в поисках свободной земли или куска хлеба, которые не могли найти на родине. Итальянская и ирландская диаспоры сейчас одни из самых крупных в мире и насчитывают по 80 млн чел, греческая насчитывает до 7 млн чел. Эмиграция из Испании и Португалии во время существования колониальных империй способствовала заселению нынешней Латинской Америки, одновременно лишая эти страны наиболее активной части населения, и тормозя капиталистическое развитие Иберийского полуострова.

С 1974 года ситуация изменилась. Южноевропейские страны привлекали тысячи приезжих, а об эмиграции позабыли. Падение диктатур в Испании, Греции и Португалии в 1974-1975 годах, вступление этих стран в ЕС сделали их привлекательными для мигрантов. В Италии, несмотря на политическую нестабильность, динамично развивалась экономика. В Ирландии эмиграция из страны почти прекратилась, когда в 1995 году возник миф о "Кельтском тигре" - так начали называть Изумрудный остров, который демонстрировал высокую динамику роста, прежде всего в строительстве и финансовом секторе.

Экономический кризис вернул рынок труда этих стран на 40 лет назад.

С 2010 года Ирландия и Греция, а с 2011 года Испания и Португалия вновь превратились из импортеров рабочей силы в ее поставщиков. Италия привлекательна для иммигрантов по-прежнему, но здесь происходит внутренняя миграция на север страны из беднеющего юга. Южная Европа и Ирландия постепенно возвращают себе статус основного поставщика рабочей силы в Западную Европу. Но трудовая миграция "Великой Рецессии" кардинально отличается от предыдущих волн миграции. Уезжают наиболее образованные и готовые рисковать молодые профессионалы.

В каждой стране эмиграция вызвана целым набором факторов. Основные: кризис на производстве и кризис образования.

Конец "Великой Эллады"

Греция после 1989 года была страной, куда ехали за счастьем из балканских стран и бывшего СССР, прежде всего албанцы. Страна также принимала сотни тысяч нелегальных мигрантов, бежавших от военных конфликтов в азиатских странах. Малооплачиваемый либо вообще неоплачиваемый труд мигрантов способствовал росту греческой экономики. По некоторым оценкам, они обеспечивали до 30% роста ВВП Греции в 2000-х, а их труд на стройках сделал возможной Олимпиаду-2004 в Афинах.

С началом кризиса 180 тысяч (примерно пятая часть) албанских иммигрантов уехали. Албанцы массово выводят деньги из греческих банков в экономику родной страны. (Хотя по состоянию на 2011 год в Греции по-прежнему оставались около 500 тысяч нелегальных мигрантов).

Уезжать за границу стали и сами греки. Два года тому назад 37% греков хотели уехать из страны надолго, а еще 27% - на короткий срок (опросу Eurobarometer). Особенно популярны у греков-мигрантов англоязычные страны (США, Канада, Британия, Австралия), где проживают самые большие греческие общины. Традиции взаимопомощи там очень сильны, приезжие могут рассчитывать на помощь в устройстве на работу.

Автор инфографики - Людмила Злобина
Автор инфографики - Людмила Злобина

Среди стран ЕС у греков наиболее популярны Германия и Великобритания. 124 тыс. греков официально работали в Германии в 2012 году, всего же по данным Eurostat в Германии в 2011 году жило 294 тысячи греков. Греческая миграция в Великобританию и Германию совместима с понятием "утечки мозгов". В Германию выезжают инженеры, в Великобританию - медики, работу находят лучшие. В 2010 году в Великобритании официально работали 282 греческих врача, в 2011 году - 365. В Греции врачам задерживают зарплаты уже многие месяцы.

"Утечка мозгов" из Греции происходит и в соседние страны. Университетские преподаватели начали принимать предложения работы в университетах в бедных Албании и Болгарии. Большая часть эмигрантов-молодые специалисты либо студенты с высшим образованием.

Испанцы готовы ехать за океан

Население Испании быстро сокращается с 2010 года. Едут из страны мигранты, которые заселяли Испанию до 2008 года в связи с бумом в сфере строительства. Из страны также едут медики, программисты, инженеры в сфере строительства, механики и электроники, финансисты, выпускники вузов, которые просто не могут найти работу по специальности.

За рубежом в 2012 году проживало 1,9 млн граждан Испании, за 2012 год их стало больше на 114 тыс. Правда, 64,2 % из них вернулись в страны, где родились, перед тем как отправиться в Испанию ( в 2008 году таких было 56,9%). Сотни тысяч испанцев в Аргентине, Франции, Венесуэле, Германии, Бразилии, Мексике и Швейцарии. Чуть меньше на Кубе и в США. И 67% мигрантов - от 21 до 44 лет. По данным исследования агентства Randstad Professionals Испанию готовы покинуть 62% безработных.

Испанская эмиграция уже помогает стране в финансовом плане. Трудовые мигранты инвестировали в страну в прошлом году 5,9 млрд евро. Проживающие в Испании иностранцы вывезли больше - 6,48 млрд евро, но разница сокращается. Возможно, на родине эти активные люди могли бы принести своей стране еще большую пользу.

Португалии помогает родной язык

Ситуацию в Португалии смягчает существование пространства Лузофонии. Это Сообщество португалоязычных стран еще 10 лет назад было объединением экономически слабых государств с огромным количеством внутренних проблем. Но быстрый рост экономики Бразилии и нефтяной бум Анголе, где закончилась гражданская война, уменьшают безработицу в Португалии за счет растущего спроса на выпускников вузов, квалифицированные технические кадры, инженеров, работников. 

Автор инфографики - Людмила Злобина
Автор инфографики - Людмила Злобина

В 2011 году в Португалии зафиксировано уменьшение населения на 30 тысяч, из них 24 тысячи - за счет уехавших из страны. 130 тысяч португальцев официально работают в Анголе (по сравнению с 57 тыс. в 2008 году), и могут себе позволить высокий уровень жизни, будучи дефицитными трудовыми ресурсами для развивающейся экономики.

Бразилии необходимы португальские инженеры, архитекторы, энергетики, программисты. По данным бразильских властей в 2011 году в стране проживало 330 тысяч. португальцев. Португальский социолог Альвару Сантуш Перейру, приводит другие цифры. Он считает, что португальская трудовая миграция в Бразилию и Анголу началась задолго до кризиса, и в 1998-2008 годах составила 700 тысяч человек.

Португальцы ищут лучшую работу и в других странах ЕС. Набольшая португальская диаспора во Франции - здесь живет до 4 млн жителей португальского происхождения. Если до 1970-х годов португальцы бежали во Францию от диктаторского режима, то сейчас основной фактор миграции - экономический.

Беззубый "кельтский тигр"

В Ирландии последняя волна миграции из страны приходилась на 1980-е годы. Эта страна всегда решала экономические и социальные проблемы за счет миграции. В 1830-1914 годах только в США, спасаясь бегством от голода и репрессий Британской империи, уехали пять миллионов ирландцев. В 2010 году количество уезжающих из страны впервые с 1995 года превысило количество приезжих.

"Кельтский тигр", как называли ирландскую экономику в 1995-2008 годах, оказался раздутым мифом. Миф был разрушен перекредитованием и спекуляциями в банковском секторе и на рынке недвижимости. Настало время вновь паковать чемоданы. Ирландцы повторяют выбор своих предков.

За 2009-2012 года из страны по данным местного Госстата уехало 308 тысяч человек (ирландцев из них, правда, только 136,6 тысяч). За счет миграции население сократилось на 89 тысяч человек. Три самых популярных направления для выезда за границу - Великобритания (67,5 тыс.), США (20,3 тыс.), и Австралия (5 тыс.). Австралия стала популярным направлением, поскольку принимает ирландцев как рабочих профессий, так и высококвалифицированных специалистов-инженеров. При этом Ирландия возглавляет список стран ЕС, где молодежь является основной частью эмигрантов. А пока Ирландия продолжает дарить свои молодые таланты англоязычным странам, в страну едут граждане Польши, Литвы и Латвии. В Прибалтике шансов у молодежи куда меньше.

Приключения итальянцев

Италия по-прежнему привлекает приезжих, а кризис в этой стране пока стимулирует только внутреннюю миграцию: из южных регионов в более благополучные северные.

Инфографика Der Spiegel, перевод и адаптация - Людмилы Злобиной
Инфографика Der Spiegel, перевод и адаптация - Людмилы Злобиной

По данным доклада Rapporto Italiani Nel Mondo 2012, подготовленному исследовательской организацией Fondazione Migrantes, на 1 января 2012 года за границей Италии проживало 4,2 млн или 6,9% граждан этой страны. Из них 890 тысяч - в возрастной группе от 19 до 34 лет. Больше всего итальянцев в Аргентине, Германии, Швейцарии, Франции, Бразилии и Бельгии. Также много итальянцев в Штатах, Британии, Австралии и Венесуэле. Это лишь те страны, где итальянцев больше 100 тысяч.

Италия, согласно исследованию фонда Бертельсмана, стала страной, которая больше всего теряет ученых в Европе. Причины бегства ученых - низкая средняя зарплата в 1000 евро, кумовство в университетах.

Французская зима

Французская эмиграция - пример того, что современные европейские эмигранты едут в страны, где уровень оплаты их труда будет выше и где есть возможности для самореализации. Чем выше способности эмигранта, тем более богатую страну он штурмует в поисках рабочего места.

Французская экономика также переживает острый кризис на рынке труда. Помимо выпускников, стремящейся получить рабочее место по своей специальности, отсюда бегут высококвалифицированные специалисты и ученые. Для них основные центры притяжения - франкоязычные Квебек в Канаде, регион Брюссель-Валлония в Бельгии, Швейцария, а также Великобритания и США.

Страны Франкофонии облегчают французским трудовым мигрантам поиск работы, особенно если учитывать, что среди них мало затронутые кризисом Канада, Бельгия и Швейцария. При этом французам даже не приходится учить другой язык. Отъезд в поисках работы в близкие франкоязычные Бельгию или Швейцарию, решает вопрос с поиском более высокооплачиваемых рабочих мест, без необходимости надолго порывать с родиной.

Очередь в национальное агентство по безработице в Париже
Фото: EPA/UPG
Очередь в национальное агентство по безработице в Париже

На начало года по данным французского МИДа за рубежом проживали 1,6 млн французов. Но это только официальные данные.

По данным British office of national statistics в 2010-2011 годах в Лондоне жило 70-85 тысяч французов, что не помешало журналистке BBC Люси Эйш в статье "Лондон, 6-ой крупнейший город Франции" в мае 2012 оценить французскую миграцию в 300-400 тысяч. Она сравнила нынешнее нашествие французов со временами бегства французов-протестантов от репрессий католиков в XVI-XVII веках. Молодые французы, приезжающие в Лондон, стремятся найти хорошую работу в сферах, в которых во Франции переизбыток специалистов. Французы также охотно едут в Австралию.

Уезжают профессионалы: медики (они стремятся в Бельгию), биологи и экономисты (едут в основном в США). Французские аналитики паникуют, указывая на то, что два самых известных французских экономиста - Оливье Бланшар и Эстер Дюфло работают в США. Последняя, кстати, консультирует президента США Барака Обаму.

Один из ведущих мозговых центров Франции Institut Montaigne провел исследование, в котором говорится, что если в 1970-1980-е года французы с ученой степенью среди мигрантов составляли всего 8%, то в 1996-2007 – уже 27%. С 1985 по 2008 год 70% из 2,7 тысяч французов, получавших ученую степень в США, не вернулись работать на родину.

Маршруты надежды

Будущие направления трудовой миграции европейцев с дипломами легко определить. Студенты из кризисных стран будут все чаще выезжать в страны, где они мечтают остаться. Данные института статистики ЮНЕСКО за 2012 год позволяют определить короткий список стран, где европейцы хотели бы получать высшее образование. В большинстве ответов фигурирует Великобритания, Италия, Германия и Франция, США, Канада. Несколько раз встречаются Австрия, Австралия, Испания, Швейцария и Бельгия. Вот, пожалуй, и весь список стран-магнитов.

Правительства проблемных стран подталкивают молодежь к переезду. Прежде всего внедряя меры жесткой экономии. В Греции в 2012 году минимальная зарплата была на уровне 586 евро (для начинающих работников и того меньше - 511 евро). В Испании - 748 евро, в Португалии - 566 евро.

Минимальные зарплаты продолжают падать и вплотную приближаются к докризисному уровню пособия по безработице. Основная проблема для молодежи - им не предлагают больше минимальной зарплаты в первые годы работы, оставляя их без дополнительных стимулов в течении нескольких лет. Результат: перемещение наиболее успешной части молодежи за большей зарплатой в более развитую страну ЕС или в страны Америки и южного Полушария. Происходит постоянная циркуляция кадров, в результате которой убытки несут экономика и образовательная система наиболее пострадавших от кризиса стран. Образование в таких странах, в результате "утечки мозгов", работает не на свою страну, а на более высокоразвитые страны, с нулевым КПД для национальной экономики.

Выходом из этой ситуации могла бы стать политика создания новых рабочих мест в пострадавших от кризиса странах. В отказе от переноса производств в еще более бедные развивающиеся страны. (Это не просто вложение капиталов, а передача технологий, которые Европа накапливала десятилетиями, и которые новые индустриальные страны получили в считанные годы.) Европа и США таким образом уже поддержали развитие ряда стран, в том числе и Китая, создав индустриальных монстров со множеством социальных и экологических проблем, под властью местной бюрократии, а не демократических сил.

Что могут сделать правительства южноевропейских государств? Сегодня они отражают интересы крупного бизнеса, который утратил "национальное лицо" и для которого важнее уровень прибыли, а не развитие национальной экономики. Даже после разрушения "социального государства", которое завершается сейчас в этих странах, уровень прибыли здесь будет меньше, чем Азии с ее дешевой рабочей силой. Мрачные прогнозы о потерянном десятилетии для стран Южной Европы могут оправдаться. Эти страны в самом деле могут занять нишу "стран туризма и аутсорсинга" в мировом разделении труда.

Георгій ЕрманГеоргій Ерман, журналіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram