ГоловнаЕкономікаДержава

Заклинание учетной ставкой

6 июня 2013 года Правление Национального банка Украины приняло решение о снижении учетной ставки на 0,5 процентных пункта до 7% годовых. 13 июня 2013 первый заместитель главы Национального банка Украины Борис Приходько, выступая на международной конференции "ABC: Ukraine & Partners" заявил о том, что Национальный банк Украины в текущем году продолжит политику снижения учетной ставки.

Официальный пресс-релиз Национального банка полон оптимизма, и председатель Национального банка Украины Игорь Соркин "убежден, что решение о снижении процентной ставку будет позитивно воспринято рынком и будет стимулировать увеличение объемов кредитования". Однако стоит ли разделять оптимизм Нацбанка, и будут ли увеличены объемы кредитования или же заявление о снижении учетной ставки будет лишь "заклинанием" для кредитования экономики Украины: возможно, поможет, а возможно останется лишь словами?

В первую очередь стоит определиться с тем, что есть учетная ставка и как она влияет на экономику. Согласно официальному определению, которое содержится в Законе Украины "О Национальном банке Украины" учетная ставка – это один из монетарных инструментов, с помощью которого Нацбанк устанавливает для банков и других субъектов денежного рынка ориентир относительно стоимости привлеченных и размещенных денежных средств. Но для понимания сути учетной ставки целесообразнее сосредоточится на ее историческом и экономическом контексте.

Термин учетная ставка берет свое начало в вексельном обращении. Учетный процент (учетная ставка) – это процент, который взымает банк при учете векселя, т.е. при покупке векселя банком до наступления срока платежа по нему. Поскольку банк выплачивает деньги продавцу векселя до наступления срока платежа по нему, то банк покупает вексель с дисконтом (поэтому английское название учетной ставки – discount rate). Историки экономической теории отмечают, что учет векселей был создан в США для устранения стремления вкладчиков превратить свои депозиты в живые деньги вследствие потери ними уверенности в надежности банков. Учет векселей был создан как метод, благодаря которому депозитные деньги внедрялись в денежный рынок, а затем изымались. В таком случае банки могли, продавая векселя, получить от центрального банка ("кредитора последней инстанции") кредиты для своевременного удовлетворения требования вкладчиков. Со временем учетная ставка превратилась в процент, взымаемый центральным банком по предоставляемым кредитам коммерческим банкам.

Учетная ставка неразрывно связана с предложением денег в стране и, соответственно, с инфляцией. Так, если центральный банк повышает учетную ставку, то стоимость заимствований для банков возрастает, что уменьшает их желание получить кредит в центральном банке для последующего кредитования в экономике. Соответственно, снижается уровень денежного предложения в стране, и в свою очередь, снижается инфляция. В таком случае уменьшается кредитование экономики и соответственно снижается производство. В случае понижения процентной ставки, банки получают более дешевый ресурс и больше стимулов для кредитования экономики. Но в данном случае увеличивается денежное предложение, что может приводить к росту инфляции.

НБУ принимал решение о понижении учетной ставки при минимальном уровне инфляции: в мае базовая инфляция в годовом измерении уменьшилась до 0,2%. Соответственно даже теоретическое увеличение инфляции не будет пагубным с социально-экономической точки зрения. Многие экономисты считают приемлемым уровень инфляции в размере 2,5%-3% в год. В данной ситуации НБУ находится в куда более выгодном положении, чем его северный сосед. Так, Банк России (ЦБ РФ) отказался снижать ставку рефинансирования с 8,25%, поскольку уровень инфляции в РФ на 3 июня составил 7,4%.

Фото: www.profi-forex.org

Снижением процентных ставок/удерживанием их на рекордно низком уровне пытаются оживить экономику центробанки и в других странах. Так, учетная ставка в США (discount rate) уже почти три года держится на уровне 0,75% (ставка по федеральным фондам (Federal Funds Rate) оставляет от 0 до 0,25). Европейский центральный банк в мае 2013 года также понизил свою учетную ставку до 0.5%. Учетная ставка Банка Японии составляет 0,1%. С теоретической точки зрения, политика центробанков США ли Европы в деле активизации кредитования экономики может быть куда более успешной, чем НБУ, как минимум, в силу доступных им ресурсов. А также свободы от необходимости выполнения определенных "специфических" мер, которые приходится осуществлять НБУ. Однако, как показывает статистика ЕЦБ, европейские банки сокращают кредитование компаний реального сектора. Например, в марте они сократили объем кредитов, выданных компаниям, на 2,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Рынки живут ожиданиями, и ожидания европейцев также далеки от оптимизма.

В Украине же ожидания разнообразны. Так, Всемирный банк сохранил прогноз роста ВВП Украины на уровне 1%, в то время как ЕБРР ожидает замедления роста ВВП до -0,5% в 2013 году. Февральский опрос руководителей предприятий, проводимый сотрудниками теруправлений НБУ показывает снижение числа пессимистов в части оценки увеличения объемов производства: баланс ожиданий (разница между теми кто, сказал "увеличится" и "уменьшится") составил -4,7% против -8,1% кварталом ранее. При этом потребности в заемных средствах отметил каждый третий респондент (29,9%).

Но то ожидания сторонних экспертов и потенциальных клиентов, а есть еще непосредственные "участники" возможного кредитного торжества, которые могут не только "снимать сливки" с кредитного пирога, но и рискуют получить отравление "плохими" кредитами. Как себя чувствуют банки, и есть ли у них аппетит к кредитованию?

Банковская система последовательно пухнет от ликвидности. Среднедневные остатки на коррсчетах банков в июне составляют 26,3 млрд грн, в то время как в первом квартале аналогичный показатель равнялся 25,6 млрд, а кварталом ранее – 20,3 млрд грн. Но ликвидность эта в основном краткосрочная, сформированная депозитами до 1 года. А банки знают о том, что население Украины предсказуемо в своей непредсказуемости. В случае признаков усугубления кризиса люди побегут в банк, чтобы конвертировать свои депозиты в валюту.

Кроме того, объемов рефинансирования НБУ на всех желающих не хватит. Основная ресурсная база банков – это депозиты клиентов, по состоянию на 1 июня депозиты юр.лиц – 206 млрд грн, и физических лиц - 399 млрд грн. При этом в июне средневзвешенная ставка по депозитам юр.лиц в национальной валюте составляет 4,5% для краткосрочных и 12,2% для долгосрочных депозитов; для физических лиц – 16% и 19% соответственно. Данные по кредитным ставкам соответственно: по кредитам в национальной валюте для юридических лиц 12,5% по краткосрочным и 17,8% по долгосрочным кредитам; для физических лиц 24% и 28,5% соответственно.

Фото: Макс Левин

Такие кредитные ставки могут привлекать бизнес, которому нужны краткосрочные кредиты, либо же физических лиц – любителей очень острых финансовый ощущений (если речь идет о долгосрочных кредитах). Одновременно, НБУ выступает против резкого снижения ставок по гривневым депозитам, чтобы не допустить оттока из банковской системы.

(Правда, автору статьи хотелось бы знать, куда, по мнению НБУ, депозиты могут пойти, ведь альтернативных инструментов инвестирования, а именно - фондового рынка, силами правительства не наблюдается, и остается одна альтернатива - банка стеклянная).

Кроме того, сам НБУ в своем монетарном отчете за первый квартал 2013 года отмечает среди причин низких темпов восстановления кредитной деятельности банков проблемы с исполнением судебных решений, в частности признание кредитных договоров недействительными и затягивание сроков исполнения решений суда.

Не возникнет ли в такой ситуации у банков желание, воспользовавшись рефинансированием НБУ, не кредитовать реальный сектор, а подождать увеличения доходности и вложиться в ОВГЗ: не так прибыльно, зато спокойно.

Подводя итог, сигнал НБУ, как назвал снижение учетной ставки глава регулятора Игорь Соркин, обратил на себя внимание банков, но скорее в качестве информационного повода, чем стимула к действию и реальному снижению процентных ставок. Но, как говорил, классик: "Блажен, кто верует – легко ему на свете". Поэтому для поднятия настроения, можно поверить и НБУ, и в экономику Украины.

Вместе с тем Украина – удивительная страна, даже на фоне минимальной инфляции и снижения учетной ставки, заявление НБУ привело к странному эффекту: мало кто захотел увидеть в этом даже малейший позитив и умы большинства экспертов заняли рассуждения о валютном курсе. А вот "что может НБУ" в деле удержания курса это уже отдельная история.

Вікторія СтраховаВікторія Страхова, експерт з питань фінансового сектору
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram