ГоловнаЕкономікаДержава

В очікуванні бурі

Вашингтон занял выжидательную позицию. Очевидно, что сегодня даже местные светилы геополитики с многолетним опытом в дипломатии не берутся предугадать: какими будут дальнейшие действия Кремля?

Фото: EPA/UPG

Согласитесь, что весьма сложно вести переговоры со стороной, для которой правила не писаны. Аннексия Крыма и постоянные отрицания Путиным "зеленых человечков" в роли армейских соединений РФ. То же самое касается и концентрации многотысячной ударной группировки на восточных границах Украины. Ко всему, фактический срыв Кремлем Женевских договоренностей, согласно которым, все стороны конфликта должны были разоружиться и освободить занятые админздания.

 Наблюдая дальнейшую реакцию сепаратистов на востоке, складывается впечатление, что они даже не слышали о подписании 17 апреля четырехстороннего договора (РФ-Украина-США-ЕС) в Женеве. Наверное, сегодня только Кремль верит в то, что среди боевиков нет граждан с российскими паспортами. Как однажды метко подчеркнул представитель Франции в ООН Жерар Аро, "сегодня российская сторона ведет себя так, будто Интернета не существует".

К слову, если в Украине российской пропаганде удается держать хоть какие то рубежи, то финансирование пророссийских СМИ за рубежом – это пустая трата времени и денег. К примеру, бюджет международного телеканала для иностранной аудитории Russia Today составляет $ 300 млн. в год. В компании работают 2 500 сотрудников, 100 из которых в Вашингтоне. Но лично мне пока не удалось отыскать ни одного, кто смотрит, и уж тем более, доверяет данному СМИ. Поэтому, информационная война Кремлем на западе уже проиграна.

Сегодня Вашингтон отдает себе отчет в том, что эскалация конфликта неизбежна, и это может повлечь за собой весьма плачевные последствия. Многие сходятся во мнении, что сейчас наиболее эффективной тактикой сдерживания агрессии Кремля являются экономические санкции против высшего руководства РФ.

В понедельник Госсекретарь США Джон Керри озвучил очередной пакет санкций против ближайшего окружения Путина. На сей раз санкции предусматривают ограничения для 7 чиновников и 17 компаний, которые входят в сферу интересов хозяина Кремля. При этом, прямой урон понесли компании ближайших соратников Путина, в частности Геннадий Тимченко (донедавна руководитель международной энергетической группы Guvnor. 19 марта, за два дня до введения второй волны санкций, Тимченко продал свой пакет акций бизнес-партнеру Торбьорну Тернквисту). По информации СМИ, в данной компании также имеются активы Владимира Путина, впрочем, новое руководство Guvnor такие связи всячески отрицает.

Кроме Тимченко, финансовые потери вместе с визовыми ограничениями также понесли председатель совета директоров банка "Россия" Юрий Ковальчук, миллиардеры и друзья Путина еще со времен занятий в секции по дзюдо братья Аркадий и Борис Ротенберги, президент ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин, владелец компании "Роснефть" Игорь Сечин и другие олигархи. После введения санкций со стороны США и ЕС, убытки их бизнеса исчисляются миллионами долларов.

Один из пострадавших от санкций столпов российского режима - Игорь Сечин, владелец Роснефти
Фото: gazeta.ru
Один из пострадавших от санкций столпов российского режима - Игорь Сечин, владелец Роснефти

Еще одним недвузначным мессиджем стала выдача ФБР ордера на арест Дмитрия Фирташа, который был задержан в марте этого года австрийской полицией в Вене. Бизнесмен является владельцем газового трейдера "РосУкрЭнерго", в котором 50% акций принадлежат российскому "Газпрому", что напрямую задевает интересы нефтяного гиганта РФ.

Вместе с тем, у Вашингтона остается "красная кнопка", при активации которой, ограничения могут коснуться непосредственно Путина. Ранее журналисты лондонского The Times уже публиковали статью о намерениях Белого Дома заморозить принадлежащих лично Путину $40 млрд, которые хранятся на швейцарских счетах. Также, согласно отчетам ЦРУ еще за 2007 год, президенту РФ могут принадлежать активы в упомянутых нефтяных компаниях Gunvor, "Газпроме", "Сургутнефтегазе" общей стоимостью порядка еще $40 млрд.

Сейчас эксперты в Вашингтоне задаются вопросами: при каких условиях Обама все же решится применить "красную кнопку"? В этом случае, хватит ли у Кремля внутренних ресурсов, чтобы удержать на плаву экономику страны ?

Еще одним неприятным сюрпризом от США может стать применение, так называемых, отраслевых санкций (sectoral sanctions), которые коснуться отельных сфер, а именно военной и энергетической промышленности РФ. Обе составляют львиную долю ВВП страны. От такого удара Кремлю будет уже трудно оправиться.

По информации СМИ, с начала года отток капитала из РФ составил около $70 млрд, что уже превысило показатели за весь прошлый год. Вместе с тем, рост ВВП скатился до кризисного 2009 года. За последних три месяца Центробанком РФ было потрачено $20 млрд на стабилизацию курса рубля.

В то же время, ответные санкции РФ против США носят лишь номинальных характер. 21 марта Кремль ввел ограничения для американских сенаторов Джона Маккейна, Дэниела Коутса и Мэри Лэндрю, лидера фракции большинства в сенате конгресса США Гарри Рида, спикера палаты представителей Джона Бейнера, председателя сенатского комитета по иностранным делам Роберта Менендеса и других.

Впоследствии, в своем twitter Маккейн отреагировал весьма иронично: "Боюсь, эти (санкции) означают, что мой весенний отпуск в Сибири отменяется, акции "Газпрома" потеряны, а секретный банковский счет в Москве заморожен".

Вместе с тем, в Вашингтоне мнения по поводу санкций довольно неоднозначны. Республиканцы критикуют действия Обамы, называя меры Белого Дома против России "беззубыми" и "хромыми". Мол, действия должны быть более радикальными и направлены непосредственно против руководства РФ. Их оппоненты настаивают на продолжении поиска компромиссов с Кремлем, напоминая, что если режим будет загнан в угол постоянными санкциями, то последствия могут быть куда более плачевными.

Но бытует еще одно интересное сравнение с Ираном, против которого санкции уже действуют не один десяток лет. Тем не менее, режим в этой стране не меняется еще со времен Революции 1979 года. При этом, почти все эксперты сходятся во мнении, что экономическое давление на верхушку РФ является наиболее эффективным инструментом по сдерживанию агрессии со стороны Кремля.

Также дополнительными мерами для урегулирования ситуации являются оказание со стороны Запада помощи Украине, в том числе, в обеспечении безопасности. В первую очередь речь идет о уже предоставленной нелетальной поддержки украинской армии: амуниции, транспорта и средств связи стоимостью $8 млн, "сухих пайков" на $3 млн и медицинского оборудования стоимостью $7 млн. Еще о $50 млн помощи украинской армии заявил вице-президент США Джо Байден во время своего недавнего визита в Украину.

Джо Байден
Фото: EPA/UPG
Джо Байден

Но речи о прямой военной поддержке пока нет. Во-первых, Украина не является официальным членом НАТО. Во-вторых, по словам эксперта по контролю за ядерным вооружением Brookings Institution Стивена Пайфера, условия "Будапештского меморандума" 1994 года не предусматривали прямого военного сотрудничества с Украиной.

Аргументы в пользу сохранения ядерного вооружения американский эксперт также считает "безосновательными". Во-первых, на сегодняшний день большая часть ядерного арсенала была бы уже непригодна к применению. Во-вторых, в случае сохранения арсенала в Украине, у молодого государства не было бы никаких шансов на дальнейшее сотрудничество и получение каких либо гарантий от Запада.

Другой важной составляющей в сотрудничестве с Украиной является оказание ей финансовой помощи. На сегодняшний день США уже было выделено $1 млрд на стабилизацию украинской экономики. Уже принято решение о кредите МВФ на сумму $17 млрд. Кроме того, дополнительных $11,4 млн поступили на организацию и проведение президентских выборов 25 мая.

ЕС также вынужден реагировать на события в Украине и со своей стороны накладывать санкции, направленные против РФ. При этом, в "холодном конфликте" Европа несет гораздо большие потери, чем Штаты. Рынок товаров и услуг из ЕС в Россию составляет $500 млрд ежегодно. Кроме того, Евросоюз намного более зависим от импорта российских энергоресурсов, который составляет около 60% от общего потребления жителей Евросоюза. Если сюда добавить экономические трудности, которые сейчас переживают страны ЕС, тогда жителям Союза действительно есть о чем беспокоиться.

Конфликт в Украине во многом разделил само американское общество на сторонников применения "крайних мер" и приверженцев более либеральных методов. Лидер Республиканцев Сенатор Джон Маккейн призывает предоставить украинской армии современное вооружение, чтобы те могли себя защитить от возможной агрессии Кремля. Другие же продолжают регулярную критику Белого Дома, обвиняя в бездействии администрацию Обамы.

Джон Маккейн на Евромайдане в Киеве
Фото: EPA/UPG
Джон Маккейн на Евромайдане в Киеве

Демократы отвечают тем, что их оппоненты работают лишь на публику, при этом не инициируя никаких законопроектов по предотвращению кризиса в Украине. Хотя сегодня у оппозиции имеются весьма действенные рычаги влияния, поскольку Республиканцы контролируют большинство в Палате Представителей (House of Representatives) в то время, как у Демократы представляют большинство в Сенате (The US Senate).

Критику в сторону Обамы многие эксперты связывают с предстоящими выборами в Конгресс, запланированные на 4 ноября этого года. Результаты голосования способны изменить политическую картину в самих США. В случае, если победу одержат Республиканцы, они получат большинство в Сенате, что существенно оттенит позиции Демократов и ограничит полномочия Президента, каденция которого истекает в ноябре 2016 года.

По мнению американских аналитиков, Россия и далее продолжит подогревать сепаратистские настроения в восточных и южных регионах Украины, целью которых, скорее всего, будет попытка срыва президентских выборов 25 мая. При этом, мало кто верит в открытую военную агрессию, предполагая, что Кремль будет действовать по “крымскому сценарию”. Одновременно Путин продолжит торговаться с Западом по разным вопросам, начиная от отмены озвученных санкций и заканчивая пересмотром рынков энергоресурсов.

В то же время, отношения между Белым Домом и Кремлем остаются весьма натянутыми. Впрочем, в Вашингтоне уверенны, что шаг к примирению должно сделать именно руководство РФ. Именно на это делалась ставка при подписании недавнего договора в Женеве. Многие хорошо помнят времена "холодной войны" и едва кто либо хочет возвращаться к прошлому.

Вместе с тем, все прекрасно понимают, что военное вторжение будет означать скорейшее окончание эпохи Путина. В таком случае Кремль полностью исчерпает свой экономический, военный и, скорее всего, политический потенциал. После пересечения российской армией украинской границы, никто уже не сможет гарантировать им спокойной прогулки, как это было в Крыму. В любом случае, последнее слово будет за украинским народом.

Николай ВоробьевНиколай Воробьев, Center for Eastern European perspective
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram