ГоловнаЕкономікаДержава

Особливості національного газовидобутку

Если попытаться образно представить газодобычу в Украине, то возникает ассоциация с банальной сценкой «заклинатель змей», где «заклинатель» – украинские правительства, а «змея» - добыча газа. Разница с классическим вариантом только одна: сколько факир не дудит в свою флейту – змея не поднимается.

Фото: EPA/UPG

Подтвердить данную картинку цифрами и фактами достаточно просто. 

  • 1995 г. – Національна програма «Нафта і газ України до 2010 року» - прогноз добычи газа в 2010 г. - 35,3 млрд куб. м.
  • 2001 г. - Національна програма «Нафта і газ України до 2010 року» (испр.) - прогноз добычи газа в 2010 г. - 24,5 млрд куб. м.
  • 2013 г. (октябрь) - президент Виктор Янукович: «Нам, чтобы обеспечить население, необходимо 24 млрд кубов... И мы очень скоро выйдем на эти объемы добычи.... Мы привлекли инвесторов, которые в самое ближайшее время (максимум в течение 5-7 лет) увеличат минимум в два раза добычу газа в Украине».
  • 2015 г. (июнь) – премьер-минстр Арсений Яценюк: «Через 10 лет Украина должна на 100% обеспечивать собственные потребности в природном газе... Мы навечно должны слезть с «иглы» газовой зависимости. Должны перейти на газ собственной добычи, а для этого – перейти на рыночные цены».
  • 2016 г. (май) – премьер-минстр Владимир Гройсман: «Сегодня наступил тот момент, когда мы должны... сделать Украину по-настоящему энергонезависимой. Нам нужно... максимально увеличить добычу собственного газа...». Он считает, что недавнее введение единой рыночной цены на газ даст возможность развивать газодобычу в Украине, которая всегда уничтожалась и была источником тотальной коррупции.
  • А первый вице-премьер-министр Степан Кубив даже контрольные цифры увеличения газодобычи озвучил: «...33 млрд и больше...».

При этом динамика добычи газа в Украине выглядит так:

Явное несоотвествие планов и реальных результатов в сфере отечественной добычи газа за последние 25 лет никого из власть имущих похоже не смущает. Впору задавать сакраментальный вопрос: кто виноват? Не претендуя на всеобъемлющий анализ проблем газодобычи в Украине, попытаемся отметить некоторые её особенности.

Для добычи голубого топлива принципиальным является наличие его запасов в стране – разведанных, подтвержденных, перспективных и т.д. По данным "Нафтогаза", разведанные запасы природного газа в Украине составляют 1,094 трлн куб. м. Для сравнения, одна только российская группа "Газпром" располагает запасами в 36,15 трлн куб. м.

Однако, и эти цифры не главные. Ключевым является другой аспект. Как говорится на сайте "Нафтогаза", большинство украинских месторождений «находятся на завершающей стадии разработки и характеризуются усложненными геологическими и технологическими условиями эксплуатации». Вот эту особенность добычи газа в Украине рассмотрим более подробно.

Тезис о «завершающей стадии разработки» можно проиллюстрировать положением на Шебелинском газоконденсатном месторождении, которое было открыто в начале пятидесятых годов прошлого столетия. Начальные запасы газа на Шебелинке составляли более 500 млрд куб. м. Интенсивные темпы газодобычи на месторождении достаточно быстро истощили огромные по тем временам запасы. Так, в 1965 году была добыта первая сотня миллиардов кубических метров газа, в 1968 - вторая, в 1971 - третья, а в 1975 - четвертая сотня (источник данных: "Газ Страны Советов". М.,1989. – С. 180). В настоящее время степень выработки месторождения составляет 90%. Подобная ситуация сложилась и на ряде других крупных месторождений – Ефремовском, Западно-Хрестищенском, Новотроицком, Яблунивском и др.

Кроме активной добычи запасы газа сокращались и по другим причинам. В 1970 году в Харьковской области (Красноградский район) было открыто месторождение примерно в 300 млрд куб.м голубого топлива. В следующем году при проведении буровых работ призошел взрыв и начался пожар. Погасить факел не удавалось почти два года, не помог даже подземный ядерный взрыв. Выгорели десятки миллиардов кубических метров газа, а остальные были законсервированы и утрачены для добычи. (Об этом случае писали многие медиа, например, газета "Дело", газета "Сегодня", "Вечерний Харьков", "Объектив" и др.).

Еще одна проблема заключается в низком качестве новых запасов газа (запасы разрозненны между большим количеством небольших месторождений и значительная часть этих запасов относится к категории труднодобываемых). Кроме того, повышение глубины бурения как на существующих, так и на новых месторождениях (средняя глубина бурения для добычи газа в Украине составляет около 3500 м, а максимальная уже превышает 6000 м) создает технологические трудности и требует значительных дополнительных капиталовложений. (Данные о глубине бурения в своем блоге приводит Роман Сторожев, президент ассоциации "Недропользователи Украины").

По подсчетам экспертов международной консалтинговой компании в сфере энергетики IHS CERA, если Украина ежегодно будет вкладывать в добычу газа вместо нынешних 1 млрд дол. 3,5-10 млрд дол., это позволит обеспечить устойчивые темпы ее роста (см. публикацию Маркевич К.Л. "Тенденції та пріоритетні напрями розвитку вітчизняного газовидобутку", страница 8, ссылка на текст в формате pdf на сайте Центра Разумкова). Однако, нынешнее руководство «Укргаздобычи» в мае 2016 года анонсирует программу, согласно которой достичь этих результатов можно будет уже к 2020 году, инвестировав при этом всего 100 млрд гривен (по существующему курсу примерно 3,9 млрд долларов или примерно по 1 млрд долл. в год).

Фото: EPA/UPG

В данных условиях все более актуальным становится увеличение геолого-разведочных работ и открытие новых месторождений. И вот здесь перед нами проявляется еще одна особенность украинской газодобычи: за период с 1987 по 2001 годы не было открыто ни одного нового месторождения; среднегодовой уровень геолого-разведовательного бурения за последние 15 лет в два раза меньше уровня 1991 года, что, в целом, позволяет обеспечить только простое воспроизводство существующей добычи (см. ту же публикацию Маркевич К.Л.).

Таким образом, во властных структурах идет перманентное декларирование лозунгов «догоним и перегоним самих себя» в добыче газа без соответствующих финансовых и материальных ресурсов. Благоприятного климата для инвестиций в нефтегазовую отрасль нет, о коррупции в этой сфере медиа пишут регулярно, что также не привлекает бизнесменов.

В Советском Союзе управления газовой отраслью осуществляло Министерство газовой промышленности. В 1989 г. на его основе был создан Государственный газовый концерн (ДГК) «Газпром», призванный объединить газовую инфраструктуру России, Украины и Белоруссии. Это была попытка сохранить контроль над наиболее важной частью газового хозяйства на территории Советского Союза. Однако этого объединения не произошло, и «Газпром» остался исключительно российским предприятием. (Об этом в 2008 году написали В.Панюшкин и М.Зыгарь в книге "Газпром: новое русское оружие", - ред.).

С девяностых годов прошлого столетия энергетическая сфера превращается в одну из самых закрытых, непрозрачных и коррумпированных сфер экономики как Российской Федерации, так и Украины. Именно в этой сфере формировались состояния многих известных сегодня финансово-промышленных групп и отдельных лиц. Как следствие, такой же непрозрачный характер приобрели и двусторонние украино-российские отношения в газовой сфере. Интересы национальных финансово-промышленных групп и отдельных лиц с обеих сторон обеспечивались поддержкой в процессе межгосударственных переговоров и двусторонних договоренностей и соглашений. Все это обусловило высокую степень политизированности хозяйственно-экономических вопросов. (см. аналитический доклад Центра Разумкова Українсько-російські взаємовідносини в енергетичній сфері: стан, новітні тенденції розвитку та перспективи // Національна безпека і оборона. – 2010. - №6. – С.3., ссылка на документ в pdf).

Похоже, данная проблема нашла свое временное разрешение в результате объективных обстоятельств: гибридная война на Донбассе заставила украинское правительство заменить поставки российского газа реверсом из Европы.

Если попытаться определить главное содержание в развитии газовой отрасли Украины за период независимости, то им стала не модернизация газотранспортной системы, не поиск новых месторождений и увеличение добычи газа, не диверсификация путей поставок газа в Украину, а, прежде всего, распределение, позже - неоднократное перераспределение сфер влияния на систему газоснабжения и квот на импортируемый газ, а также обеспечение "наилучшей цены" на российский газ. Бартерные схемы девяностых годов (корпорации «Республика», «Интергаз», «ЕЭСУ» и др.), эпоха газовых посредников двухтысячных ( «ИТЕРА», «Еural Тrans Gas» , «РосУкрэнерго» и др.) , а также непрозрачность принятия решений госорганами создали ту систему в газовой сфере Украины, которая является живительной средой для коррупции.

Не удивительно, что 11 мая перед заседанием правительства премьер Владимир Гройсман также затронул эту тему. "Вот откуда у нас много людей, которые имеют огромные ресурсы и средства, в том числе и те, кто был связан с газовыми соглашениями, различными схемами, монопольными компаниями, которые поставляли газ в Украину", - сказал он.

Главным шагом на пути возрождения добычи газа в Украине и в борьбе с коррупцией в газовой отрасли, по мнению членов правительства, должно стать введение единой рыночной цены на газ в стране. Но вряд ли данная мера может стать «волшебной мелодией для флейты», способной поднять национальную газодобычу. Проблема имеет комплексный характер и решать ее надо наступлением по всему фронту.

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram