ГоловнаЕкономікаДержава

Як старіють газові мережі України

Газотранспортная система Украины (ГТС) изношена и давно нуждается в модернизации. Однако частая смена правительств и президентов, политические игры вокруг транзита российского газа и давление России мешают найти инвестора или кредитора для обновления газовых сетей. Почему этот вопрос сегодня приобрел такую остроту? Ответ, как это часто бывает, имеет свою историю.

Фото: EPA/UPG

Советское наследие

Наследие советской газовой промышленности - 36,7 тыс. км газопроводов высокого давления в Украине. По этим трубам на экспорт идет российский газ.

Большинство таких газопроводов построены еще в советское время. Еще в 2000-х говорилось об их высоком износе и необходимости инвестиций в модернизацию. Более трети газопроводов отслужили от 24 до 50 лет, почти 45% имеют несовершенное покрытие, что вызывает их коррозию. 80% газоперекачивающих агрегатов выработали свой ресурс и устарели, из-за чего на собственные нужды ГТС использовалось более 6% объемов транспортируемого газа (при среднем мировом показателе 0,5% - см).

То есть еще 15 лет назад необходимость модернизации газопроводов была очевидна.

Было несколько вариантов модернизации ГТС, в том числе ее приватизация, создание консорциума нескольких стран. В случае продажи газопроводов конкуренция развернулась бы между российскими и западными компаниями. Для сохранения контроля над ГТС Украина планировала оставить за собой 50% + 1 акцию. Также надо было внести изменения в законодательство, которое прямо запрещало продавать ГТС. Надо было провести и оценку ГТС, т. к. в разные годы ее оценивали по-разному (от 13,8 до 25 млрд долларов США). Подробнее об этом можно прочесть в аналитическом докладе Центра Разумкова 2004 года.

Попытка создания консорциума в 2000-е

В 2000-х обсуждалось создание консорциума совладельцев ГТС, куда вошли бы «Укртрансгаз» (транзит), «Газпром» (поставка) и европейские компании (потребление). 

В 2002 году дело сдвинулось с мертвой точки. Президенты Украины и России подписали заявление о партнерстве в газовой сфере, позже было подписано и соглашение о создании консорциума.

Однако президетские выборы 2004 года и «оранжевая революция» остановили процесс создания консорциума. Победа прозападной команды Виктора Ющенко вызвал гнев России, которая начала экономическое давление на Украину. Оружием в этой борьбе стали цены на газ.

Фото: EPA/UPG

Газовые войны 2005-2009

Украина заявляла об отказе продавать ГТС, а Россия — об увеличении цены на газ. Москва требовала от Киева погасить старые газовые долги.

Россия била точно в цель, заявляя о повышении цен на газ для Украины. Энергопотребление в Украине на единицу продукции было вчетверо выше, чем в развитых странах, а цены на газ для населения ниже, чем в богатой газом России. Резкое повышение цен на газ могло иметь разрушительные последствия.

При этом новая украинская власть погрязла во внутренних конфликтах, из-за чего очень вяло оборонялась от нападок России. Та же пыталась дискретировать Украину перед ЕС и заполучить контроль над украинской ГТС.

ЕС сделал выводы из газовой войны и предпринял ряд мер: диверсифицировал поставки газа, принял Третий энергопакет, начал развивать альтернативную энергетику и сокращать потребление природного газа. В итоге стал более независим от российского газа.

Деньги на транзите

Модернизации ГТС мешал еще один фактор — коррупционный. Долгие годы украинские элиты зарабатывали на газе (недавно об этом заявил и премьер-министр Владимир Гройсман).

О каких суммах идет речь? С 1991 по 2009 год через ГТС Украины в среднем проходило 100 млрд куб. метров газа в год. Тарифы за транзит в 90-е были примерно 1,7 дол. за 1000 куб.м газа на 100 км. Несложные подсчеты говорят, что Украина должна была получать за транзит более 1,7 млрд долларов в год.

Но расчет за транзит производился не деньгами, а газом, который шел по цене 50-80 дол. за 1000 куб.м. Следовательно, дополнительно Украина получала более 21 млрд куб.м газа ежегодно.

Что было с этим газом дальше, разобраться непросто. В разное время им распоряжались разные структуры. В эпоху бартера - «Укргазпром» и частные фирмы, после 1998 года – «Нафтогаз» и различные посредники, а также их кураторы в правительстве.

В начале 2006 года работала схема с посредником «РосУкрЭнерго», в которой, судя по многочисленным публикациям в прессе, было заинтересовано окружение президента Виктора Ющенко. А премьер Юлия Тимошенко с этим посредником воевала.

При этом состояние ГТС по-прежнему продолжало ухудшаться, а иностранные инвесторы не могли вкладывать средства в модернизацию системы.

Газовое перемирие 2009

Серия газовых войн 2005-2009 годов завершилось подписанием «мирных» договоров между Украиной и Россией - контрактов по поставкам газа и транзиту на 2009–19 годы.

Кто победил в этом противостоянии?

Россия добилась увеличения цены на газ для Украины до примерно европейского уровня (450 дол. за тыс. кубометров). Москва ослабила конкурента путем эскалации цен, российский бизнес приготовился к поглощению украинской промышленности.

Юлия Тимошенко, устранив газового посредника, рассчитывала подорвать финансовую мощь политических оппонентов накануне президентских выборов.

Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и премьер-министр России Владимир Путин подписали российско-украинское газовое соглашение
в Ялте 19 ноября 2009 г.
Фото: EPA/UPG
Премьер-министр Украины Юлия Тимошенко и премьер-министр России Владимир Путин подписали российско-украинское газовое соглашение в Ялте 19 ноября 2009 г.

Новые повороты

Газовое перемирие не помогло Тимошенко победить на выборах 2010 года. К власти пришел Виктор Янукович. Одним из его первых решений в газовой сфере были Харьковские соглашения с Россией. По ним Украина получала скидку на газ, а Россия — продление аренды военно-морской базы в Севастополе на 25 лет до 2042 года.

При этом ГТС так и не была модернизирована. Попытка реконструкции труб за счет кредита ЕБРР в 2011 году провалилась, так как Украина не выполнила главное условие кредитора – не реорганизовала «Нафтогаз».

В 2014 году массовые антиправительственные протесты в Киеве вылились в уличные бои, Янукович бежал в Россию, власть снова поменялась. 

Вторая попытка приватизации

В августе 2014 года Верховная Рада приняла закон о реформировании ГТС, который предусматривает создание отдельных операторов магистральных газопроводов и подземных хранилищ. Доля государства в компаниях должна составлять не менее 51%. Остальными акциями могут владеть только компании - резиденты ЕС и США, которые имеют опыт транспортировки и хранения газа в своих странах.

В декабре 2014 года правительство объявило конкурс среди инвесторов для модернизации ГТС. Участие российского «Газпрома» в конкурсе исключалось.

С тех пор прошло полтора года, а реальных претендентов на украинские транзитные сети не видно. Наверное, с целью повышения инвестпривлекательности объекта с января 2016 года было объявлено об одностороннем значительном повышении тарифов на транспортировку российского газа. Впрочем, «Газпром» платить по новым тарифам отказывается, ссылаясь на действующий контракт.

Более того, Россия регулярно заявляет о прекращении транзита газа через Украину с 2019 года и о запуске то Южного, то Турецкого потоков, что вряд ли привлекает инвесторов. Будущее украинской ГТС пока что во многом зависит от наполненности российским газом, от позиции России. При этом украинские газовые сети остро нуждаются в модернизации. Несмотря на конфликт между странами, Украине и России придется договариваться об условиях транзита газа и о модернизации сетей, а любые переговоры с Россией — это уже вопрос политический, а не экономический.

Другой вариант развития ситуации для Украины - занимать пассивную позицию стороннего наблюдателя, рассчитывая, что 2-3 млрд долларов за транзит все равно будут капать в украинский бюджет. Какое-то непродолжительное время так и будет. А что будет дальше?

Валерій ЩербинаВалерій Щербина, історик, економіст
Читайте головні новини LB.ua в соціальних мережах Facebook, Twitter і Telegram